11-й Всероссийский форум «Образовательная среда  — 2009» №4(4), 2009 год

По материалам ВВЦ

Всероссийский форум «Образовательная среда», посвящённый актуальным направлениям развития российской образовательной системы, завершил работу. Гости и участники форума смогли познакомиться с новейшими технологиями и техническими средствами обучения, инновационными педагогическими разработками, поделиться профессиональным опытом работы, а также принять участие в конкурсной программе.

С 29 сентября по 2 октября 2009 года в Москве, в павильоне 75 Всероссийского выставочного центра успешно прошёл 11-й Всероссийский форум «Образовательная среда — 2009», организованный Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию и Всероссийским выставочным центром при поддержке Правительства Москвы, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

За одиннадцать лет Форум стал неотъемлемой частью российского образовательного процесса. Форум традиционно представляет лучшее, что происходит в российском образовании в течение года: передовые методики и технологии, программные и технические средства обучения, региональные системы и перспективные модели образования.

Общая экспозиционная площадь Форума в 2009 году составила 7 тысяч кв. м. В нём приняли участие более 250 экспонентов из 57 субъектов Российской Федерации.

Среди участников — образовательные учреждения, производители товаров и услуг для организации учебного процесса, издательства, выпускающие обучающую литературу. Передовые методики и инновационные педагогические разработки представили 61 учреждение начального и среднего профессионального образования, 42 высших учебных заведения. Достижения региональных систем образования демонстрировали Москва, Ленинградская, Пензенская, Ивановская, Омская, Кировская области, а также Республики Башкортостан и Дагестан.

В торжественной церемонии открытия приняли участие руководитель Федерального агентства по образованию, председатель организационного комитета форума Николай Булаев, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Татьяна Гусева, генеральный директор Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники Сергей Сергеев, заместитель генерального директора Всероссийского выставочного центра Николай Бугаев, начальник Управления учреждений образования и реализации ПНПО Федерального агентства по образованию Петр Анисимов и начальник Управления федерального имущества и капитального строительства Федерального агентства по образованию Сергей Лобанов.

Открывая форум, руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев отметил, что Всероссийский форум «Образовательная среда — 2009“ — одна из крупнейших выставок, посвящённых образованию, тем вопросам и проблемам, которые решаются в современном обществе». Николай Булаев выразил уверенность, что форум продемонстрирует много интересных идей и предложений — как от региональных систем образования, так и от федеральных структур. «Я бы хотел поблагодарить всех, кто счёл для себя возможным в условиях кризиса найти финансовые ресурсы на участие в форуме. Спасибо тем, кто приехал к нам из регионов и привёз свои предложения и достижения. Мы стараемся перенять всё лучшее, что удалось нашим коллегам. Я уверен, что Форум продемонстрирует нам те основные направления, в которых мы с вами преуспели и по которым следует идти всем образовательным системам и образовательным учреждениям», — сказал он.

Традиционно Всероссийский форум «Образовательная среда — 2009» объединяет три специализированные выставки:

«Современная образовательная среда», посвящённая новейшим технологиям и программам организации учебного процесса, профильного обучения, подготовке научных и научно-педагогических кадров;

«Материально-техническое оснащение образовательных учреждений», представляющая основные направления развития материально-технической базы образовательных учреждений. В этом разделе были представлены достижения в сфере комплексного проектирования, строительства и оснащения образовательных учреждений, обусловленные происходящей модернизацией российской системы образования. В их числе учебно-наглядное оборудование, учебная техника, автоматизированные системы пожаротушения и комплексной безопасности в учебном заведении, проекты «Университетских комплексов» с развитой инфраструктурой и материальнотехнической базой. Это как введённые в эксплуатацию здания, так и проекты. Особый акцент в разделе был сделан на технологиях энергосбережения в образовательных учреждениях, системе комплексного учёта энергопотребления и использования нового поколения энергетических установок;

«Учебная и развивающая литература XXI века» — эта выставка представила посетителям широкий выбор новейших учебных пособий, развивающей литературы, передовые методики изучения иностранных языков, пособий по подготовки к ЕГЭ.

В этом году на форуме особое внимание было уделено проблеме образования для людей с ограниченными возможностями. Выставочная экспозиция форума была дополнена новыми тематическими разделами: «Технологии для обучения детей с ограниченными возможностями развития», «Коррекционные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида». Ярким примером данного направления являлась коллективная экспозиция российской столицы, объединённая общим лозунгом: «Москва. Год равных возможностей». Важная роль здесь была отведена образовательным программам полноценного инклюзивного образования и социальной адаптации москвичей с ограничениями жизнедеятельности. На московском стенде были представлены инновационные разработки, помогающие решить данную проблему. Современное коррекционное и развивающее оборудование для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; автоматизированное рабочее место учителя, позволяющее вести дистанционное интернет-обучение и «смешанное» обучение; автоматизированное рабочее место ученика с комплексом дополнительного оборудования для детей с различными нарушениями. Проводились мастер-классы для педагогов и родителей, имеющих детей-инвалидов, консультации психологов, дефектологов, логопедов.

В рамках презентаций достижений региональных систем образования посетители и участники форума смогли познакомиться с основными аспектами здоровье-сберегающих педагогических технологий, внедряемых в общеобразовательных учреждениях Пензенской, Омской, Ленинградской областей. Система включает в себя целый ряд составляющих, позволяющих в комплексе решать проблему сохранения и укрепления детского здоровья. Это и систематическое занятие физкультурой, и формирование основ правильного питания, создание реабилитационных центров, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и многое другое.

В материалах Центральной экспозиции Федерального агентства по образованию нашли отражение такие важные аспекты реализации национального проекта «Образование», как совершенствование организации школьного питания, перспективные направления развития в области информатизации образования. Ежедневно на презентационной зоне экспозиции Федерального агентства по образованию проводились презентации современных образовательных продуктов и услуг, разработанные в рамках Федеральных целевых программ, мастер-классы и круглые столы, панельные дискуссии, собирающие большое количество слушателей.

Ещё одним уникальным экспонатом форума стал мобильный быстро-разворачиваемый учебный комплекс МБУК-100. Это принципиально новое решение для зданий общеобразовательных школ с числом учащихся до 100 человек, позволяющее радикально и в короткие сроки решить проблему обеспечения непрерывности учебного процесса при проведении капитального ремонта аварийных школ, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такой мобильный комплекс будет особенно востребован в отдалённых малонаселённых и труднодоступных районах. Его отличительная особенность: ввод в эксплуатацию полностью оснащённого учебного заведения занимает максимум 20 дней, инновационная технология которого позволяет до десяти раз монтировать и демонтировать здание без нарушения эксплуатационных характеристик.

11-й Всероссийский форум «Образовательная среда» сопровождала многоплановая программа мероприятий, подчинённая общей идее повышения качества современного образования, его конкурентоспособности в мире, внедрению инновационных образовательных технологий.

Партнёр деловой программы форума — Компания «Комус» — лидер Российского рынка по офисному обеспечению. В настоящее время компания приступила к реализации проекта по поддержке российского образования. В рамках проекта подготовлен каталог для образовательных учреждений, включающий широкий ассортимент товаров для организации образовательного процесса.

Ключевыми мероприятиями деловой программы Форума стали научно-практические конференции:

«Образовательная среда сегодня и завтра», посвящённая проблемам информатизации в образовании, вопросам дистанционного обучения, обеспечения его непрерывности и мониторинга. Организаторы: Федеральное агентство по образованию, ФГНУ «Республиканский мультимедиа-центр». К участию в конференции организаторами были приглашены специалисты органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, исполнители по государственным контрактам федеральных, отраслевых научных и научно-технических программ, а также преподаватели, аспиранты и учащиеся, которым была дана возможность представить свои проекты и учебные разработки;

«Состояние и перспективы развития материально-технической базы образовательных учреждений». В ходе этой конференции бы- ли рассмотрены вопросы состояния госсобственности учебных заведений, основные аспекты её защиты в области законодательства и оснащение учебных заведений новейшими средствами обучения. Организаторы: Федеральное агентство по образованию, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ).

В рамках деловой программы форума состоялся круглый стол на тему «Роль культурно-духовных традиций в формировании образовательной среды: тенденции и перспективы». С докладом на нём выступил заместитель председателя Совета Федерации, президент Национального общественного комитета «Российская семья» Михаил Николаев. Кроме того, был проведён круглый стол, посвящённый организации работы научных групп на 2009–2013 годы в рамках ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России».

В ходе ряда презентаций, проходящих на выставочных стендах экспонентов, посетители познакомились с аппаратно-программным лабораторным комплексом для изучения электротехнических дисциплин в вузах, современными образовательными продуктами, оценили возможность интерактивного тестирования обучающихся в рамках их подготовки к ЕГЭ. Состоялись мастер-классы применения интерактивных досок. Посетителей познакомили с существующими наработками преподавателей начального, среднего, профессионального и высшего образования, активно использующих интерактивную доску в учебном процессе.

Традиционно, в рамках Форума состоялась конкурсная программа. В течение первых двух дней работы прошла защита конкурсных проектов. Оценку представленных работ проводил экспертный совет в составе руководителей управлений Федерального агентства по образованию, преподавателей и ректоров вузов.

По итогом конкурсной программы вручены Гран-при

По конкурсу продуктов и услуг образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования:

ФГОУ СПО «Волгоградский государственный экономико-технический колледж» — за проект «Инновационное учебно-методическое обеспечение федеральных государственных стандартов (ФГОС) нового поколения в условиях колледжа»;

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 4 с. Сампур» — за проект «Подготовка высококвалифицированных кадров для сельскохозяйственного производства на инновационной технологической основе в условиях ресурсного центра».

По творческому конкурсу научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования:

ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» — за проект «Инновационная модель комплексной реабилитации инвалидов — субъектов программ непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального образования».

По Всероссийскому творческому конкурсу научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования:

Саратовскому государственному техническому университету — за проект «Ресурс мультимедийного сопровождения лекций по дисциплине „ Физика“.

По конкурсу инновационных разработок в области материально-технического обеспечения образовательных учреждений:

ОАО «Координационно-аналитический центр по научно-техническим программам» (ОАО «Центр МНТП») — за проект «Мобильный быстро-разворачиваемый учебный комплекс для обеспечения непрерывности учебного процесса при проведении капитального ремонта и в условиях чрезвычайных ситуаций».

Лучшие разработки конкурсной программы были награждены медалями и дипломами ВВЦ. Партнёры Форума — Компания Комус и Лаборатория Касперского — отметили участников многофункциональным офисным устройством, принтером, веб-камерой и пакетом антивирусных программ.

11-й Всероссийский форум «Образовательная среда — 2009» завершил работу!

Сегодня российская система образования находится в процессе своего формирования и очевидно, что Всероссийский форум «Образовательная среда» является её индикатором. Следующий год объявлен Годом учителя. В этой связи Всероссийский форум «Образовательная среда» даёт отличную возможность ознакомиться не только с новыми достижениями современного образования на основе тех позитивных изменений, которые происходят в образовании в последние годы, в том числе благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», но и является деловой платформой для обмена мнениями, обсуждения актуальных проблем российского образования, модернизации школы.

Всероссийский форум «Образовательная среда 2009» в очередной раз подтвердил статус главной образовательной выставки страны.

Управление организации выставочных мероприятий
ОАО «ГАО ВВЦ»
тел.: (495) 981-81-06
www.edu-expo.ru