Кадровая безопасность России №3(3), 2009 год

Татьяна Тебенихина

17 июня в Федеральном Собрании РФ прошли парламентские слушания на тему «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект». Вёл дискуссию Хусейн Чеченов, председатель комитета по образованию и науке верхней палаты российского парламента. В обсуждении этой актуальной проблемы приняли участие депутаты, представители федерального министерства образования, руководители средних специальных учебных заведений из многих регионов страны и представители работодателей.

«Профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда ХХI века»

Вынесенные в подзаголовок слова принадлежат Президенту РФ Дмитрию Медведеву. Они стали лейтмотивом обсуждения пути развития профессионального образования, прошедшего на высшем парламентском уровне. Сегодня профессиональное образование должно максимально учитывать требования рынка труда и абсолютно соответствовать общемировым критериям качества.

В каждом выступлении звучала мысль, что в России настоятельно назрела необходимость модернизации колледжей, техникумов и училищ. Необходимо укреплять преподавательский состав, усиливать практическую направленность в учебном процессе, развивать взаимодействие с производством — вот векторы развития отечественного профессионального образования.

Приоритетный национальный проект «Образование» обеспечивает государственную поддержку образовательным учреждениям, предлагающим интересные идеи и программы. Так, в рамках проекта получили средства на развитие собственных новаций 243 учреждения начального и среднего профессионального образования из 57 российских регионов. Объём средств федерального бюджета, направленных за два года на поддержку учреждений НПО и СПО, составил сумму более 6 млрд рублей. При этом бизнес стал активно поддерживать отечественное образование.

Эту мысль подчеркнул в своём выступлении заместитель генерального директора Ново-Липецкого металлургического комбината Станислав Чурлин. Он рассказал о принципах взаимодействия ОАО НЛМК с учреждениями профессионального образования в Липецке. Эффективно работает инновационный образовательный проект, в реализации которого участвуют на равных учреждения образования и предприятие-работодатель. Действует система непрерывной профессиональной подготовки, от начального уровня — к среднему и далее — к высшему. Профессиональный лицей № 10 получил от комбината более 10 млн рублей на закупку новейшего оборудования. Все принимаемые меры способствуют поднятию престижа образования, в результате более чем в полтора раза увеличилось число учащихся лицея.

По словам выступающего, ежегодно 600 выпускников приходят на производство. В ООО НЛМК действует Центр развития карьеры, призванный проводить мониторинг успехов молодых специалистов, которым даются гарантии соответствующего уровня заработной платы и предоставляются возможности профессионального становления и роста.

«Я б в рабочие пошёл — пусть меня научат!»

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин подчеркнул, что парламентские слушания являются важным событием для учебных заведений среднего звена профобразования, работодателей и органов власти. Круг приглашённых свидетельствует о том, что в решении поднятой проблемы заинтересованы многие. Речь идёт о кадровой безопасности страны. Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства. Решение проблем начального и среднего профобразования — в числе приоритетных государственных задач. Это закономерно, потому что в отраслях экономики от 80 до 85 процентов, а в сфере услуг — до 90 процентов заняты рабочие — специалисты среднего звена. В концепции развития здравоохранения до 2020 года соотношение врач — медицинская сестра должно составлять 1 : 8 (сейчас 1 : 2). В реальном секторе экономики это соотношение будет ещё выше.

— В мае этого года состоялся V съезд ссузов России, — сказал Виктор Дёмин. — Мы обсудили и сформулировали предложения о приоритетных направлениях развития начального и среднего профобразования. Если смотреть на изменения, которые происходят в этой сфере, то заметна объединительная тенденция. Внимание съезду уделили президент России Дмитрий Медведев и председатель Правительства России Владимир Путин. Мы сформировали механизмы и инструменты взаимодействия с социальными партнёрами, выстроили конструктивный алгоритм работы с палатами парламента, в том числе с комитетом Совета федерации по проблемам начального и среднего профобразования. Существуют специальные экспертные советы при комитетах Совета федерации и Государственной думы, что позволяет нам напрямую участвовать в законотворческой деятельности. Этот принцип взяли на вооружение и законодательные органы регионов. Минрегионразвития заложил показатель развития начального и среднего профобразования в рейтинг оценки деятельности российских областей. Сегодня мы говорим о новом лице профобразования. Приведу лишь один факт: 60 процентов профессий, которые получают выпускники ссузов, не имеют аналогов в высшей школе. Подготовка технологов, потребность в которых в реальном секторе экономики и услуг составляет 80 процентов, осуществляется только в системе среднего профобразования. Новое лицо образования — это и новые технологии, и новое содержание, и новое законодательство, и современная экономика, равно как и международные отношения.

— Но готовы ли учебные заведения обеспечить качественное развитие производительных сил? — продолжил докладчик. На выходе из кризиса мы должны иметь модернизированную рабочую силу, а не трудовой балласт. Какие же проблемы решаются сегодня слишком медленно? В условиях демографического кризиса и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто сможет удовлетворить интересам работодателей. Реалии сегодняшнего дня характеризует такой факт: тысяча бюджетных мест даёт на выходе всего 400 выпускников. Это предпосылки серьёзных кадровых проблем. Необходимо государственное регулирование обучения на разных уровнях. Школы должны осознать потребность времени и повернуться лицом к профессиональной ориентации учащихся. Нужна государственная позиция по переориентации позиции школьных педагогов, которые ориентируют нынешних выпускников исключительно к поступлению в вузы. Всё ещё сохраняется низкий престиж рабочих профессий и специалистов среднего звена. И как результат — реальный сектор экономики лишь на 30 процентов обеспечивается нужными кадрами. Только треть выпускников работают по специальности.

— Есть недостатки и в системе подготовки кадров, — заметил Виктор Дёмин. — Неэффективен мониторинг потребности промышленности в кадрах, поэтому учебные заведения не ориентированы на результат. Во многих ссузах нет структурированных программ для подготовки кадров. Но, с другой стороны, сегодня далеко не все работодатели готовы сформулировать тезис о реальной потребности в специалистах.

Сдерживающий фактор в развитии образования — медленные темпы обновления его программ. Хотя подготовка госстандартов начата и Минобразования проводит большую работу в этом направлении. Качество образования зависит и от грамотно составленного перечня специальностей. Он сегодня фактически не отражает состояния экономики страны и потребностей предприятий, для которых мы готовим специалистов.

Пора придать законодательный статус колледжам как многоуровневым учебным заведениям. Надо своевременно говорить о федеральных колледжах, которые станут инновационной площадкой для подготовки нужных специалистов для отраслей производства.

— Нам нужны лидеры профессионального образования, — сделал выразительный акцент Виктор Дёмин. — Многие инициативы требуют законодательной поддержки. На съезде были выработаны ближайшие приоритеты, которые помогут выйти системе начального и среднего профобразования на иной уровень. Назрели радикальные изменения в подготовке молодого специалиста. Речь должна идти о качественной рабочей силе. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы. Видимо, целесообразно принять новый закон об образовании, соответствующий новой стратегии развития начального и среднего профобразования.

Обоснованность и своевременность такого подхода подтвердила Нелли Розина, заместитель руководителя департамента образовательных программ Минобрнауки РФ. Она подтвердила, что «мы стоим на пороге нового законодательства об образовании». Так сложилось, что 93 процента всех НПО и 70 процентов всех СПО находятся в регионах. Эти уровни образования нуждаются в государственном внимании. По словам Нелли Михайловны, нацпроект повернул лицом бизнес к учреждениям проф-образования. Это положительная тенденция.

Общественная активность и государственная мудрость

Мы уже начали ощущать острый дефицит рабочих кадров. Его отголоски — в газетной рекламе, приглашающей на работу высококвалифицированных рабочих. Российская экономика остро нуждается в рабочих-специалистах. Если нет собственных, тогда их место занимают гастарбайтеры, успешно осваивающие пустующие ниши. Не случайно сегодня только 4,7 процента выпускников проф-училищ не трудоустраиваются по своей специальности, в то время как для «белых воротничков» этот показатель — 50 процентов. Мы находимся в начале разрастающегося массового дефицита рабочих кадров и специалистов среднего звена. Этот фактор может стать не только тормозом в стратегическом развитии экономики России, но и негативно отразиться на социальном климате страны.

Действительно, наименьший удельный вес в экономике занимают рабочие с начальным профобразованием, зато в три раза больше тех, кто не имеет никаких полезных навыков. Разве может идти речь о росте производительности труда при таком наличии безграмотных работников?

На слушаниях выступил аудитор Счётной палаты Александр Назаров. Он привёл цифры, характеризующие наше будущее. Что же ожидает нас в недалёком 2012 году? Выпускников 9-х классов станет на 49 процентов меньше нынешнего уровня. На 47 процентов сократится число выпускников 11-х классов. Соответственно, промышленность и экономика недополучат более сорока процентов специалистов как начального, так и среднего профзвена.

Долгие годы на федеральном уровне говорилось о необходимости приоритетного развития НПО и СПО. Но только в последние годы президентом РФ, правительством страны и Минобрнауки России предприняты реальные шаги по поддержке ссузов. С 2007 года в приоритетном нацпроекте «Образование» реализуется самостоятельное направление — государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Министерство разработало, а Правительство РФ утвердило «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию НПО и СПО до 2010 года». Прорабатываются схемы по законодательному обеспечению привлечения средств работодателей в систему профобразования.

Участники парламентских слушаний соотнесли современную ситуацию с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была утверждена Минобразования и одобрена Правительством РФ. Было заявлено, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к правовому государству и необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций общественного развития.

В современном мире повышается роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества общества. Российская система вполне конкурентоспособна, но ей необходима поддержка со стороны общественности и государства. Требуется глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Участники парламентских слушаний, обсудив ситуацию, сложившуюся в сфере НПО и СПО, а также состояние нормативно-правовой базы в этой области, подчёркивают важность рассмотренных проблем.

За последние годы система учреждений НПО и СПО изменилась: идёт их передача из федерального уровня в ведение субъектов РФ с целью оптимизации использования рабочих кадров и специалистов среднего звена в региональных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на региональном уровне находятся 90 процентов учреждений НПО и 60 процентов — СПО.

Существенной государственной поддержкой профобразования стало включение его в приоритетный нацпроект «Образование». Ежегодно ссузам выделается 1,8 млрд рублей.

Признавая актуальность и объективную необходимость формирования в стране эффективной системы начального и среднего профобразования, участники парламентских слушаний рекомендовали Федеральному собранию РФ, Правительству, Минобразования и органам государственной власти субъектов РФ принять комплекс мер как законодательного, так и организационного порядка для стимулирования профессионального образования.