Андрей Фурсенко встретился с участниками финала Всероссийского конкурса «Учитель года России  — 2009» №3(3), 2009 год

Минобрнауки РФ

8 июля 2009 года министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко встретился с участниками финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». Встреча состоялась в рамках установочного семинара конкурсантов, прошедшего в Москве с 4 по 9 июля.

«Страна повернулась к школе лицом. Есть реальные шаги, которые показывают, что все: и общество, и региональная власть, и власть федеральная — действительно, восприняли необходимость заниматься проблемами образования как императив. Я считаю, что образование стало национальным приоритетом», — сказал министр образования и науки РФ, открывая встречу с лучшими учителями России. Андрей Фурсенко рассказал о существующих проблемах образования, о том, что уже сделано и что нужно изменить. «Вы лучшие, поэтому на вас лежит тяжёлая ответственность эти проблемы решать. Абсолютно ясно, что никакие методологии без участия учителей школьные проблемы решить не смогут. Мы очень рассчитываем на то, что вы вместе с участниками прошлых конкурсов сыграете активную роль в улучшении школьного образования».

Никаких глобальных, революционных изменений, по мнению министра, проводить не нужно. Но необходимо добиться того, чтобы уже реализованные вещи заработали, чтобы вернуть то, что было потеряно, — например, общественное и трудовое воспитание.

Отвечая на вопрос учителей о перспективах дошкольного образования в России, Андрей Фурсенко заявил, что сегодня многое зависит от регионов. Есть регионы, в которых проблемы дошкольного образования решаются успешно. Минобрнауки разрабатывает методологию, позволяющую обеспечить равные условия всем детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещают ли они детский сад. Для этого необходимо разделить понятия дошкольного содержания ребёнка и дошкольного образования, рекомендовать решать вопросы в регионах на конкурсной основе, чтобы существовало многообразие форм дошкольного образования, организовать конкурсную поддержку лучших, чтобы их опыт распространялся по всей стране.

Интерес слушателей вызвал вопрос о том, каким представляет себе министр современного выпускника — человеком с высоким уровнем рыночной стоимости, умеющим себя выгодно продать, или личностью, которая понимает ценность образования как такового. По мнению министра, не стоит противопоставлять подобные вещи. Человек, который выходит из школы, должен чувствовать себя успешным и быть комфортным для окружающих. Он должен быть профессионалом и просто хорошим человеком, с которым приятно иметь дело. Прежде всего, задача образовательного учреждения — адаптировать молодого человека к миру, отметил Андрей Фурсенко.

Учителями была затронута тема подготовки кадров. Как готовить будущих учителей, нужны ли дополнительные испытания при поступлении в педагогические вузы? Министр рассказал, что обсуждается вопрос о предварительном квалификационном экзамене или интернатуре для специалистов, желающих работать в школе. Но прежде всего нужно мотивировать молодых людей на получение педагогического образования.

Прозвучал вопрос и о будущем конкурса «Учитель года». Министр выразил уверенность, что конкурс необходим. «Учитель года» должен постоянно меняться, чтобы соответствовать времени. Но принципиально важно сохранить этот профессиональный конкурс. Во-первых, потому что он даёт обратную связь. А во-вторых, создаётся сообщество лучших учителей, которое в определённом смысле формирует государственную политику.