Кремль: рабочая встреча №1(1), 2009 год

www.mon.gov.ru

11 января 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с модернизацией российской науки, созданием в стране сети национальных исследовательских университетов и реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Предлагаем вниманию читателей стенограмму начальной части состоявшейся беседы.

В. Путин (В.П.): Андрей Александрович, сегодня поговорим о проблемах науки.

А. Фурсенко (А.Ф.): Да, хотел доложить вам, что в соответствии с вашими указаниями мы разработали помимо долгосрочных прогнозов до 2025 года, о которых я докладывал, ещё и краткосрочный прогноз: каким образом следует развивать научно-техническую сферу в ближайшие два-три года с учётом всех привходящих обстоятельств.

Помимо того что мы должны сохранить все те результаты, которые мы достигли в образовании и науке, мы выделили несколько приоритетов, чтобы сконцентрировать наши усилия на наиболее социально значимых направлениях, одновременно обеспечить экономически значимый результат в этом коротком промежутке. В связи с этим мы с нашими коллегами из других министерств создали ряд совместных программ, разделив нашу ответственность. Мы берём на себя НBОКРовскую часть, а они продолжают эти проекты, включая внедрение вместе с бизнесом в реальную экономику.

С Минпромторговли мы запускаем сейчас два проекта. Один из них — это проект, связанный с новыми технологиями добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой нефти, мазута. При этом новые технологии позволяют делать этот процесс экономически оправданным, то есть рентабельность такого проекта будет не меньше, чем добыча лёгкой нефти, как, например, в Тюмени. На нас лежит ответственность за доведение до конца НИОКРовской части. Министерство промышленности берёт на себя вопросы запуска в производство.

Хочу сказать, что бизнес готов финансировать эти работы. И уже через два-три года добыча трудноизвлекаемой нефти будет достаточно рентабельной, в том числе и в России, в частности в Татарстане.

Второе направление — это комплексная переработка минерального, техногенного сырья. Тоже большая проблема. У нас остаются большие «хвосты» в месторождениях. Сейчас есть технологии, которые позволяют существенно увеличить выход металлов из этих «хвостов», уменьшить энергоёмкость этих процессов, а главное — и в том и в другом проектах мы существенно увеличим производительность труда. Поэтому к этим научным проектам пристыковываем подготовку новых специалистов. Это то, что вы нам поручали рассмотреть: возможность расширения магистратуры, возможность подготовки специалистов высокой квалификации как в университетах, так и, кстати говоря, в начальном и среднем профобразовании.

В.П.: Как организуется работа по Программе подготовки педагогических кадров?

А.Ф.: Во-первых, мы разработали новый стандарт. Тут очень важно, что мы привлекли к этой работе не только людей, которые исходно являются представителями педагогического сообщества, но и людей, которые получили профессиональную подготовку в университетах, технических вузах, с тем, чтобы, получив дополнительные знания в области психологии, педагогики, они тоже могли прийти в школы. Кроме этого, мы сейчас меняем стандарт подготовки педагогов, больше обращаем внимание на практику, на то, чтобы они больше времени проводили в школе, поскольку помимо знаний и умений очень важно, чтобы они поняли: их это дело или нет. Сегодня есть много случаев, когда ребята приходят в школу и через какое-то время уходят оттуда, потому что понимают, что они не могут вписаться в этот процесс.

Ещё два направления, о которых я хотел бы сказать. Первое — это энергосбережение. Вместе с Министерством регионального развития и Министерством энергетики мы разрабатываем Программу энергосбережения, причём мы хотим использовать пилотный проект во время строительства или ремонта образовательных учреждений. Поставить энергосберегающие технологии — в наших возможностях, будет мало бюрократических проблем. Сегодня эта Программа уже создана, у нас есть договоренность с Министерством энергетики и Министерством регионального развития, каким образом мы согласовываем стандарты и каким образом мы вместе запускаем эту Программу.

И, наконец, третья совместная программа — с Минздравсоцразвития. Три направления: диагностика социально значимых заболеваний, ранняя диагностика и лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Разделение труда точно такое же. Мы берём на себя финансирование НИОКР: в будущем 1 млрд руб. в год из наших программ будет тратиться на это. Ведомство Татьяны Алексеевны [Голиковой] берёт на себя клинические испытания и внедрение в практику. Мы считаем, что если сконцентрироваться на этих направлениях, то мы сможем обеспечить видимый эффект в ближайшее время. А главное — это будет базой для дальнейшего развития инновационной экономики, подъём которой начнётся через 2–3 года.

В.П.: Давайте теперь вспомним о национальных проектах в области образования. Ещё раз, на чём сосредоточено внимание в 2009 году?

А.Ф.: Во-первых, то, что я говорил, — переподготовка кадров. У нас довольно успешно шёл проект по подготовке кадров, специалистов в учреждениях начального и среднего профобразования. Сегодня порядка 250 учреждений стали теми ресурсными центрами, на базе которых мы будем проводить переподготовку или опережающую подготовку людей, которые высвобождаются или оказываются временно свободными на промышленных предприятиях. В этом году в рамках нового конкурса мы собираемся оказать специальную поддержку тем учреждениям, которые могут наиболее эффективно переподготавливать специалистов, давая им новые знания и компетентность, чтобы они были востребованными в этой меняющейся экономике. Второе направление связано с созданием национальных исследовательских университетов. Мы перераспределили наши ресурсы в рамках выделенного бюджета с тем, чтобы уже в этом году был объявлен конкурс. Мы считаем, что первые (в зависимости от программ) 10–15 университетов, дополнительно к двум пилотным, получат статус исследовательских университетов. Это будут как раз те учреждения, которые, с одной стороны, обеспечат достаточно серьёзный уровень исследований внутри высшей школы, а с другой стороны — позволят создать такую базу для качественной подготовки специалистов в технических областях.

В.П.: А что даст им практически этот статус?

А.Ф.: Вы знаете, сегодня такой статус даёт очень много, потому что на фоне демографического спада студенты хотят учиться именно там, где они не только получат диплом, но и конкретные знания. Победители национального проекта — 57 вузов — сегодня решили несколько задач. Во-первых, согласно нашему мониторингу в этих вузах существенно улучшилось качество научных исследований. Во-вторых, у них существенно улучшилось качество подготовки специалистов, появились принципиально новые программы, в том числе за счёт приглашённых специалистов…

Третья вещь — на фоне действительно мощного демографического спада студент может выбрать тот вуз, который объективно выделен в качестве наиболее передового, потому что многие студенты оценивают, насколько хорош вуз, только тогда, когда они в нём поучатся. Но абитуриент оценивает то, какой вуз получил реальную оценку.

В.П.: То есть этот статус — это некое признание качества со стороны государства?

А.Ф.: Со стороны государства и со стороны сообщества, потому что все эти конкурсы происходят с учётом процедур, в которых участвуют представители бизнеса и представители науки, то есть это объективная оценка.

В.П.: Понятно. Теперь следующий вопрос — это АТЭС. Мы готовимся к проведению крупного международного мероприятия во Владивостоке. И, как известно, принято решение: создаваемую базу передать под университет. Как ваше министерство встроено в систему подготовки?

А.Ф.: Во-первых, я хочу сказать, что этот новый университет создаётся на базе двух победителей национального конкурса. Это было как раз то решение, которое принимали вы, принимал президент. Оно было связано с тем, что там есть база для создания хорошего университета: есть педагоги, есть хороший контингент студентов, у этих учебных заведений есть авторитет. Кроме этого, наше министерство участвует в оценке строительного проекта, потому что изначально всё-таки проект был ориентирован на проведение [форума] АТЭС. Под руководством Игоря Ивановича Шувалова были проведены несколько совещаний.

И сегодня проект пересмотрен таким образом, чтобы он был ориентирован не на разовое мероприятие, а именно на то, что это будет разумным образом спроектированный и построенный университет. Нас привлекают к этой работе. Я считаю, что изменения довольно существенные именно в сторону создания современного университетского комплекса.

В.П.: Спасибо.