Андрей Фурсенко: «Предстоящий этап реализации нацпроекта « Образование»  — это выход на новый качественный уровень развития отрасли» №1(1), 2009 год

www.mon.gov.ru

24 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев провёл заседание Совета при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На заседании обсуждались итоги реализации национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства в 2006–2008 годах, а также перспективы реализации направлений приоритетных национальных проектов в дальнейшем. С докладом на заседании выступил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

На Совете в начале 2008 года мы обсуждали первые итоги приоритетного национального проекта, те реальные изменения, которые происходят как в общем, так и в профессиональном образовании. В первую очередь — формирование проектного мышления, современной управленческой культуры у всех участников образования, внедрение новых организационных механизмов, развитие общественного участия.

Реализация нацпроекта была оценена как успешная, и принято решение о его дальнейшем развитии. При подготовке программы на предстоящие годы мы сгруппировали мероприятия нацпроекта в соответствии с приоритетными задачами утверждённой Концепции долгосрочного социальноэкономического развития.

В 2008 году, как и было запланировано, завершены поддержка инновационных школ, поставки автобусов и наиболее востребованного учебного оборудования. Оснащённость им в базовых школах возросла в 4–5 раз.

Справочно. В России около 15 тысяч базовых школ (примерно четверть от всех школ), в них обучается половина школьников (около 7 млн человек).

В 2009 году завершится конкурсная поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В школах этих регионов будут отработаны новые организационноэкономические механизмы, и мы уже видим эффекты от их применения.

Будет планово продолжен ещё ряд мероприятий нацпроекта, реализуемых в соответствии с указами и поручениями президента, — таких как поддержка лучших учителей, талантливой молодёжи, подготовка военнослужащихконтрактников к обучению в вузах и другие.

Мы предполагаем совершенствовать их с учётом новых поставленных задач. Так, именно с опорой на лучших учителей мы предлагаем организовать работу по внедрению новых стандартов. Выплаты за классное руководство продолжить в рамках поддержки перехода на новые системы оплаты труда. Ведь с 2010 года эффективные организационно-экономические схемы, отработанные в комплексных проектах, будут применяться во всех регионах.

В рамках нацпроекта все школы получили доступ в Интернет. Но этой и ещё многих возможностей качественного образования пока лишены тысячи детей-инвалидов, которые могут обучаться только дома.

В этом году Россия присоединилась к международной конвенции по правам инвалидов, вышел указ президента о поддержке инвалидов и их семей. Следующий год в Москве объявлен годом равных возможностей. В столице и ряде других регионов при поддержке Федеральной целевой программы развития образования складываются удачные схемы дистанционного обучения таких ребят. Эти наработки могут стать основой для реализации нового мероприятия нацпроекта по поддержке региональных центров дистанционного обучения детейинвалидов. Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделив не менее 1 млрд рублей в рамках имеющегося финансирования национального проекта.

Начиная с прошлого года государство компенсирует родителям часть расходов на содержание детей в детских садах. Однако далеко не каждая семья, имеющая маленьких детей, может воспользоваться этим правом: мест в детских садах не хватает. В следующем году эта мера поддержки будет расширена: правительство подготовило и вносит в Государственную думу законопроект, распространяющий компенсации на посещение негосударственных дошкольных учреждений.

В то же время традиционная система дошкольного образования не везде отвечает на возрастающее многообразие потребностей, на конкретные запросы каждой семьи, не обеспечивает педагогическую помощь родителям. Мы считаем, что в этой сфере есть большой потенциал расширения рынка труда. (Напомню, что численность дошкольников в нашей стране почти 9 млн человек, и рождаемость выросла.)

Справочно. Посещают дошкольные учреждения более 5 млн человек, ещё 1,5 млн человек стоят в очереди.

Сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования мы формируем методологию, поддерживаем разработку современных моделей организации дошкольного образования, готовим программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальных работников), которые могли бы решать эту важную задачу. Данные работы будут системно продолжены в 2009 году. Одновременно подготавливается всё необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурсную поддержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. К 2012 году предлагаем поддержать не менее 10% муниципальных образований. Всё это позволит выполнить задачу, поставленную в Основных направлениях деятельности правительства: чтобы не менее чем в двух третях муниципалитетов работали эффективные гибкие модели, дающие современное качество дошкольного образования.

Как сказал Дмитрий Анатольевич в послании Федеральному собранию, «школа не должна быть ветхой». Недавний анализ аварийности школьных зданий показал: у регионов, которые внедряют комплексные проекты, по сравнению с остальными ситуация существен-, но лучше.

Справочно. В регионах, внедряющих КПМО, число аварийных школ в полтора раза ниже, чем в других регионах.

Этому в немалой степени способствовала организация в ходе поддержки комплексных проектов публичного мониторинга условий обучения в каждой школе.

С нового года предполагается включить в этот мониторинг все регионы. В Интернете в соответствии с установленными стандартами будет регулярно размещаться информация, автоматизировано собираемая с уровня каждой конкретной школы. С опорой на такой прозрачный и объективный мониторинг мы предлагаем начиная с 2010 года в рамках объявленной президентом инициативы «Наша новая школа» начать на условиях софинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьного хозяйства.

В рамках этого направления мы могли бы предоставить дополнительные рабочие места (места для общественных работ) с целью привлечения граждан к текущему ремонту и благоустройству школьных зданий.

Поддержка в рамках нацпроекта инноваций на всех уровнях профессионального образования сыграла серьёзную системную роль в обновлении этого сектора. Напомню, сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах. Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судои авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина. В большинстве поддерживаемых учреждений также развиваются программы непрерывного образования, растут объёмы переподготовки кадров, востребованных на рынке труда.

Необходимость развития инновационной экономики требует дальнейшего взаимодействия с работодателями и регионами по поддержке начального и среднего профобразования, всё более остро ставит задачу реформирования системы вузов. В этом месяце прошла конференция по итогам трёх лет поддержки инновационных учреждений профессионального образования. По значительному количеству направлений произошёл скачок на 10–15 лет вперёд в части организации и оснащения учебного процесса, а также сопутствующих исследований.

Чтобы не снизить взятые темпы, предлагается, не допуская перерывов и остановок, продолжить этот проект и наряду с поддержкой федеральных университетов создать сеть национальных исследовательских вузов. Мы готовы с 2009 года в рамках выделенного бюджета начать их конкурсную поддержку. В последующие годы она будет продолжена за счёт увеличения финансирования нацпроекта по итогам первого года работ или за счёт перераспределения финансовых средств в уже реализуемых федеральных целевых программах.

Существующие и вновь создаваемые инновационные учреждения формируют основу для развёртывания современной системы непрерывного образования. Уже сегодня нами подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60–70 тыс. востребованных специалистов на базе инновационных учреждений. Эта работа охватит все регионы России.

Справочно. В 2008 году учреждениями начального и среднего профобразования — участниками нацпроекта было переподготовлено свыше 20 тыс. человек, создано свыше 15 тыс. новых современных ученических мест. Вузами — участниками нацпроекта по программам дополнительного профессионального образования обучено более 25 тыс. специалистов.

Считаем необходимым расширить это направление и с 2010 года совместно с работодателями и регионами целенаправленно поддерживать создание не менее 50 новых программ переподготовки специалистов по востребованным направлениям.

Таким образом, предстоящий этап реализации нацпроекта «Образование» — это выход на новый качественный уровень развития отрасли. Предлагаемые мероприятия позволят достичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и Основных направлениях деятельности правительства.

Прошу поддержать высказанные предложения, утвердить предложенные мероприятия нацпроекта на 2009–2012 годы и их целевые параметры.

По материалам к выступлению министра А.А. Фурсенко на заседании Совета при президенте России по приоритетным национальным проектам и демографической политике «О программе реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009–2012 годы».