Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова: «Куём свои кадры сами!» №1(13), 2016 год

Елена Николаева

Старейшему профессиональному образовательному учреждению Тульской области в сентябре 2015 года исполнилось 140 лет. Об истории, сегодняшнем дне и перспективах развития мы беседуем с директором ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова», кандидатом экономических наук, доцентом Олегом Анатольевичем Глотовым.

— Мы ведём отсчёт от Тульского реального училища, которое было создано в 1875 году в Тульской губернии. Реальные училища — это первые ростки технического образования в России. В отличие от классических гуманитарных гимназий, в реальных училищах выделялись естественнонаучные предметы, уделялось больше внимания труду, формированию у реалистов практических навыков. После революции на базе училища сначала был создан рабфак, затем — сельскохозяйственная школа. Через десятилетия и ряд реорганизаций сегодня Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова — старейшее многопрофильное, многоуровневое государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области. Среди выпускников нашего учебного заведения три Героя Социалистического Труда: В.А. Стародубцев, И.М. Семёнов, И.С. Ефанов. Колледж носит имя одного из них — Ивана Семёновича Ефанова, председателя колхоза «Свободная жизнь» Кимовского района Тульской области.

— Не так давно к колледжу присоединились четыре образовательных учреждения Тульской области. Какие новые задачи встали перед колледжем в связи с этой реорганизацией? Как изменилась стратегия руководства учреждением?

— В апреле 2013 года к колледжу присоединился учебно-курсовой комбинат в городе Алексине, а в 2014 году нам переданы три училища сельскохозяйственного профиля: в Венёве, Черни и Плавске. В итоге мы стали трёхуровневым образовательным учреждением: помимо подготовки специалистов среднего звена, даём рабочие профессии и начальное профессиональное образование, чего раньше в колледже не было. Первый уровень — профессиональное обучение взрослого населения: на платной основе или по направлению службы занятости и непосредственно от предприятий в городе Алексине получают профессии машиниста экскаватора и бульдозера, тракториста, водителя мототранспортных средств, другие востребованные специальности. В структурных подразделениях колледжа студенты получают начальное профессиональное образование и рабочую профессию. Третья ступень — это 12 специальностей сельскохозяйственного профиля. Плюс у нас значительно расширились материально-техническая база и учебные площади, появились сельхозугодья и парк сельскохозяйственной техники: в Венёве — 800 га, в Черни — 200 га земли, которую мы пашем, сеем на ней пшеницу, ячмень. В структурных подразделениях колледжа расположены боксы с техникой, где стоят трактора, комбайны, другие сельскохозяйственные машины, навесное оборудование; есть лаборатории комбайнов. Имеется пасека, восстанавливаем коровник.

— Расскажите, пожалуйста, о педагогическом коллективе колледжа.

— Все педагогические работники колледжа — с высшим или двумя высшими образованиями, 6 человек — кандидаты наук, несколько педагогов обучаются в аспирантуре, будут защищать кандидатские диссертации. В колледже преимущественно молодой коллектив: около 60 % наших сотрудников — молодёжь до 35 лет. Преподаватели общеобразовательных дисциплин к нам приходят из Тульского педагогического гос-университета, а преподавателей спецдисциплин мы воспитываем сами: по окончании колледжа они остаются у нас на должностях лаборантов или техников, поступают в вузы и уже на старших курсах получают педагогическую нагрузку. Практически 70–80 % педколлектива — это выпускники колледжа. Куём свои кадры сами!

— Сейчас много говорится о социальном партнёрстве. Как оно помогает в инновационном развитии колледжа?

— Мы поддерживаем связь практически со всеми сельхозпредприятиями Тульской области, так как у нас реализуются образовательные программы по четырём чисто сельскохозяйственным направлениям: это «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Есть специальность, связанная с переработкой продукции сельского хозяйства: «Технология молока и молочных продуктов». Три прикладные специальности: «Экономика и бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве», «Страховое дело в сельском хозяйстве», «Коммерция в сельском хозяйстве». И специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство», относящаяся к одной укрупнённой группе «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». Плюс другие специальности, востребованные в отрасли и региональной экономике в целом. Приоритетное направление в колледже — повышение качества образования за счёт укрепления взаимодействия с работодателями. Так, впервые в 2014/2015 учебном году подписаны трёхсторонние договоры между работодателями Тульской области, колледжем и студентами. Это создаст более благоприятные условия для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена: все студенты, которые поступили в этом году в колледж, закреплены за предприятиями. Договоры предусматривают выплату стипендий, оплату проезда до места учёбы и обратно, оплату производственной практики и многие другие меры материального стимулирования обучающихся. Это наше ноу-хау, которое впервые применено в Тульском сельскохозяйственном колледже имени И.С. Ефанова. Таким образом осуществляется связь теории и практики.

— Олег Анатольевич, вы стоите во главе Союза директоров средних профессиональных учебных заведений Тульской области. В конце ноября в Туле в рамках форума «Лидер в образовании» состоялось совещание Союза директоров учреждений СПО. Что из повестки дня совещания представляется вам наиболее актуальным сегодня?

— Актуальным было само общение, прежде всего. На совещании присутствовали директора ссузов из 24 регионов России: Якутии, Бурятии, Архангельской области, Ставрополья, Орла, Калуги, Москвы и Московской области и других. Происходит обмен опытом: мы узнаём, чем живут коллеги из других регионов, как решают стоящие перед ними задачи.

— Как вы оцениваете инновационный опыт коллег? Что сами взяли бы на вооружение?

— Есть огромный положительный опыт, интересный нам. Например, директор технического колледжа из Северодвинска хорошо рассказывал о дуальном образовании: у них налажена тесная связь с предприятием «Звёздочка», которое ремонтирует подводные корабли. В Бурятии интересно организована работа совета директоров — многое можно перенять. Положительные моменты есть в Ярославле, в Костроме. Много хорошего можно почерпнуть из опыта коллег в Домодедове Московской области, в Орле…

— Готовы поделиться с коллегами собственными секретами мастерства? Какие достижения Тульского сельскохозяйственного техникума за последнее время считаете важнейшими?

— Мы участвуем во многих знаковых мероприятиях, которые имеют значение не только для самого колледжа, его студентов и коллектива, но и для Тулы и Тульской области: в этом году ко Дню города привели в порядок сквер, установили в нём памятник — ДТ-20, трактор первых целинных пятилеток. Несём большую социальную нагрузку по озеленению города. Ландшафтный дизайн — это наша специальность; в ходе обучения студентов благоустраиваем, озеленяем город — взаимодействуем в этом с муниципалитетом и с областными структурами. Есть задачи, в решении которых принимаем участие и на федеральном уровне, как, например, в работе профильных круглых столов в Совете Федерации и Государственной думе. Получили благодарность от президента России за активность в подготовке к Олимпиаде. Члены Торгово-промышленной палаты; развиваем международное сотрудничество, вошли в число лучших ссузов России. Всё это важно для успешного развития образовательного учреждения в современных условиях и на перспективу.