Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Традиции длиною в два века №1(8), 2012 год

Татьяна Тебенихина

Московское медицинское училище № 1 (Павловское) — многопрофильное учебное заведение. Здесь готовят медицинских работников по двум специальностям: «Сестринское дело» и «Стоматология ортопедическая». Успешно работает отделение повышения квалификации для медсестёр инфекционных больниц и отделений, процедурных кабинетов, медсестёр стоматологических поликлиник, зубных врачей, зубных техников. Училище широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом благодаря своим выпускникам. Уникальность его состоит в творчески настроенном коллективе единомышленников, активно внедряющих информационные и инновационные технологии. Мы побеседовали о миссии училища с директором Владимиром Травиным и заместителем директора по учебной работе Владиленой Даштоян.

История медицинского училища № 1 насчитывает более двух столетий. В 1801 году при Московском воспитательном доме организовали Повивальный институт, директором которого стал знаменитый акушер и историк медицины Вильгельм Рихтер. Институт начинает готовить для Первопрестольной и Московской губернии акушерок или, как их называли встарь, повивальных бабок.

Здесь верно хранят исторические традиции, которые передаются из поколения в поколение преподавателей и студентов. Гордость училища — замечательный коллектив, в котором каждый педагог находится на своём месте. Директор относится к кадрам с пристрастием, признаёт в коллеге не только отличное знание своего предмета, что должно наличествовать априори, но и общую культуру, свидетельствующую о масштабе личности.

Кадры решают всё

Мы разговариваем с директором училища Владимиром Травиным и его заместителем Владиленой Даштоян о том, сколь сложно и в то же время интересно работать с молодёжью, как радостно видеть, когда постепенно вчерашний школьник превращается в умного и умелого профессионала. Но для этого требуются годы учёбы, усилия ума и души педагогов, искренне преданных своему делу.

— У нас замечательные учителя, — говорит с видимым удовлетворением Владимир Викторович. — Каждый педагог понимает, что должен воспитать и выучить профессионала, от умения которого в дальнейшем будет зависеть здоровье людей, поэтому подход к студентам исключительно индивидуальный. Мы создаём коллектив, учитывая не только профессиональную, но и культурную составляющую человека. На мой взгляд, преподаватель сродни артисту, который обязан держать в напряжении свою аудиторию, не пропускающую ни одного его слова. Студенты тонко чувствуют хорошего преподавателя, быстро и безошибочно оценивая каждого. Когда приходит новый педагог, мы беседуем с ним не только о предмете, а пытаемся понять его культурный уровень. У нас развито наставничество, создана школа начинающего преподавателя.

Руководство училища всегда поддерживает студентов. Если часть группы не успевает по какому-либо предмету, начинает разбираться, как ведутся занятия, какова их эффективность. Директор много размышляет по поводу уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Безусловно, хотелось бы видеть хорошо образованного абитуриента, тогда задача училища была бы упрощена.

— Мы видим серьёзную проблему, возникшую в ходе реализации реформы образования и связанную с внедрением ЕГЭ, — размышляет Владимир Викторович. — Опыт показывает, что выпускники прежних лет получали фундаментальное образование, их кругозор был шире. Сейчас школьниками штудируются два-три предмета, которые нужны для поступления, этим набором, как правило, многие и ограничиваются, что мешает формированию истинного профессионала. А помните слова Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно»? Он и сам был доктор, и думаю, что его выражение относится в большой степени и к медицинским работникам.

Чувство ответственности

В Павловском училище ребят учат улыбаться.

— Это, действительно, так, — продолжает разговор Владилена Армаисовна. — У нас в училище сложились свои традиции, особый подход к системе образования. Обращаем внимание на всё: приветливое выражение лица студента, его опрятный внешний вид, культуру поведения. Как это у нас получается? Достаточно сравнить первокурсников, особенно в начале учёбы, со старшими ребятами. За годы учёбы многие студенты получают возможность восполнить дефицит общей культуры. Проводятся факультативный курс по введению в специальность, цель которого — адаптировать учащихся в стенах училища. Первокурсники резко отличаются от остальных студентов училища — они ещё не знают, что такое дисциплина, тактичное поведение, культура общения. Всё это приходит к ним вскоре, после того, как начинается тесное общение с преподавателями, у которых выработаны единые требования не только к знаниям ребят, но и их внешнему виду. Постепенно подростки начинают понимать и уважать традиции училища, полностью соответствовать критериям, предъявляемым к медицинскому персоналу. Мы их учим здороваться, улыбаться, с достоинством держать себя. Мы идём от простого к сложному, чтобы ко второму курсу, прежде чем приступить к изучению специальных дисциплин, научить студентов работать с учебниками и конспектами. На втором-третьем курсах много времени уделяем самостоятельной работе. На этом этапе начинают выявляться интересы у каждого студента, они учатся красиво и логично излагать свои мысли.

Выпускники Павловского медицинского училища высоко ценятся в учреждениях здравоохранения Москвы, которые охотно берут их на работу, отмечая высокие профессиональные навыки и общую культуру.

Рассказ о жизни и учёбе в Павловском медицинском училище был бы неполным, если не остановиться на весьма актуальной теме, касающейся здорового образа жизни. Большое значение уделяется здесь физической культуре и спорту, работают секции волейбола, настольного тенниса, футбола, студенты занимаются на тренажёрах. Спортивная команда училища не раз становилась победителем на городских олимпиадах. Свидетельством тому — солидная коллекция кубков и почётных грамот.

Жизнь не стоит на месте. Сегодня большая работа проводится по подготовке к переходу на итоговую государственную аттестацию, иными словами, студенты вновь будут защищать дипломные проекты. Уже есть группы, работающие по новым федеральным стандартам. Сейчас в действии два стандарта: государственный и федеральный, которые имеют определённые различия. В федеральном стандарте больше внимания уделяется компетенциям специалиста, общей и профессиональной. Общая компетенция предполагает такие составляющие, как здоровый образ жизни, грамотность, личностное развитие. Профессиональная компетенция — дело, которым он должен грамотно заниматься.

Преподаватели училища занимаются разработкой этих компетенций, стремятся привязать их к изучаемым темам, при этом в центре внимания оказываются вопросы деонтологии, общения с пациентами. Училище готовится к очередной аккредитации, что влечёт за собой анализ знаний и проведение большой методической работы.

— Мы делаем всё, чтобы наши студенты прекрасно понимали, принимали и следовали нормам медицинской этики, — замечает Владимир Викторович. — Действительно, чтобы работать с больными людьми, медицинскому работнику надо обладать бесконечным терпением и милосердием. Мысль о том, что за нами более двух веков истории, рождает великое чувство ответственности. Мы бережём традиции, которые накопились за многие поколения. Эстафета передаётся, как олимпийский огонь.