Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ТОГИРРО — лидер экономики №1(8), 2012 год

Ольга Зайцева

Автономное образовательное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» (ТОГИРРО) известен далеко за пределами Тюмени. Во многом это заслуга его ректора Ольги Ройтблат, энергичного, деятельного и талантливого руководителя, блестящего педагога-практика.

Подробнее о деятельности института Ольга Ройтблат рассказала нашему журналу:

— Институт развития регионального образования — современное, многофункциональное учреждение дополнительного образования, которое реализует направления деятельности, позволяющие работать «на опережение». ТОГИРРО прогнозирует развитие региональной системы образования, выстраивает инновационную образовательную политику в Тюменской области, сопровождает, научно и методически поддерживает воплощение в жизнь программы развития — как педагогами, образовательными учреждениями, так и отраслью в целом.

— Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, о структуре института.

— Сегодня в институте создана сложная, гибкая, современная организационная структура — матричная модель. Она состоит из разных подразделений, прежде всего — ресурсных: кафедр, лабораторий (семейного воспитания, стратегического развития отрасли, национально– регионального компонента), центров (психологического, информатизации автоматизации) и процессных подразделений: информационно– издательский центр, отделы маркетинга, сопровождения независимой оценки качества (ГИА, ЕГЭ и т.д.), организационно– педагогической работы и др. Институциональные изменения в структуре ТОГИРРО позволили сконцентрировать кадровые, материально– технические и финансовые ресурсы для реализации основных направлений развития регионального образования, организовать сетевое взаимодействие с районными и городскими методическими службами.

— Создание новых технологий, переход на новые образовательные стандарты предполагает и рост профессионального уровня педагогов. Как обстоят дела в этом направлении?

— Действительно, изменение содержания образования, введение новых методик требуют особого внимания к организации деятельности методических служб, обеспечивающих на первичном уровне профессиональный рост и компетентность педагогов. В образовательной сфере Тюменской области сложилась система сетевого взаимодействия на всех уровнях. Так, в условиях базовых сельских школ созданы и функционируют методические службы, в сеть которых входят метод объединения образовательных учреждений региона. Применение таких информационных инструментов, как интернет-сайт и интернет-форум образовательного учреждения, позволяют обсудить те или иные педагогические технологии с родительской общественностью и учащимися, имеющими отношение преимущественно к данному образовательному учреждению. Действующие сетевые педагогические сообщества дают возможность профессиональному кругу осуществить обмен опытом по педагогическим технологиям и методикам.

Система видеоконференцсвязи, охватывающая все муниципальные образования Тюменской области и управляемая из АОУ ТОГИРРО, при проведении научно– практических конференций, обучающих семинаров позволяет на уровне региона или отдельных муниципалитетов проводить профессиональные круглые столы по обсуждению вопросов построения педагогических траекторий, выстраивания ментальных моделей, применения различных педагогических сценариев.

Известно, что именно педагогические и прежде всего управленческие кадры — главный ресурс повышения качества образования. Поэтому в работе института сложилась целая система разных форм повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров и управленческого корпуса на основе использования современных технологий. Создаются учебные программы дополнительного образования и совершенствуется их содержание (ТОГИРРО за последние три года разработано более 300 программ и более 500 модулей обучения).

— В чём особенность ТОГИРРО, в отличие от других высших школ для педагогов?

— ТОГИРРО — не просто высшая школа для педагогов, но и научная школа. Это один из немногих в России подобных институтов, где работает заочная аспирантура.

Накопленный опыт позволил ТОГИРРО участвовать в реализации проектов не только регионального, но и федерального уровнях. Тюменская область по результатам конкурса субъектов Федерации, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование», наряду с Санкт-Петербургом и Москвой вышла в лидеры и получила статус региона-консультанта для 21 региона РФ, победившего в том же состязании. Проект выполнялся по заказу Федерального агентства по образованию, главным его исполнителем стал ТОГИРРО. На плечи сотрудников института легло организационно– методическое сопровождение, методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования нашего региона, и по результатам реализации проекта «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) с использованием опыта модернизации образования Тюменской области» институт получил высокую оценку на федеральном уровне, что позволило выйти на новую ступень повышения квалификации работников образования, перейти от репродуктивного обучения к интерактивному.

— С 2010 г. по 2013 г. в Тюменской области реализуется Федеральный грант по внедрению новых образовательных стандартов.

— В регионе система дошкольного образования стремительно развивается и представляет собой многофункциональную сеть образовательных учреждений, ориентированную на удовлетворение образовательных запросов населения, в том числе оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Меры, принятые Правительством Тюменской области, органами местного самоуправления, позволили создать необходимую базу для решения основных задач системы дошкольного образования и Тюменская область стала огромной стажировочной площадкой для реализации новаторского подхода в педагогике. Целью проекта в рамках гранта является распространение и развитие опыта модернизации системы дошкольного образования, направленного на обеспечение доступности и современного качества дошкольного образования в условиях его вариативности. ТОГИРРО отведена архиважная роль: специалисты института обучают руководителей, воспитателей и педагогов детских учреждений работать по-новому. Опыт, наработанный регионом, будет использован коллегами других субъектов России.

— У каждого учебного заведения есть приоритеты в работе. Как вы можете охарактеризовать основные задачи, которые стоят перед институтом?

— Около 70 лет институт выполняет свою основную миссию — повышение квалификации педагогов. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования стал центром, где рождаются и генерируются образовательные идеи, которые не только работают на опережение, но и определяют его. Прогнозирование, проектирование, разработка и внедрение программ, способных обеспечить стратегическое развитие образования нашего региона в самых разных областях — от экономики до правового сопровождения образования до его доступности и качества, а также в сфере организации и управления инновационными процессами — важнейшие приоритеты ТОГИРРО. Сегодня институт работает по четырём направлениям: информационно-аналитическое, проектно-прогностическое, повышение квалификации всех категорий педагогических работников, финансово-экономических работников системы образования и научно-педагогических кадров, организационно-педагогическое. Предметные олимпиады, научные конференции, традиционные смены для одарённых детей «Академии успеха», организованные и проведённые преподавателями ТОГИРРО, позволили максимально расширить возможности для интеллектуального развития учащихся разного возраста (в результате данного направления работы каждый четвёртый ребёнок в Тюменской области занимается разными видами творческого интеллектуального развития).

— Как известно, ТОГИРРО делится опытом и с представителями других регионов нашей страны. Как удаётся наладить связь с коллегами из различных городов?

— Коллективом института создан мощный информационный ресурс, позволяющий обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку образования педагогам, руководителям не только Тюменской области, но и других регионов России: портал «Опыт Тюменской области в сфере модернизации образования», сайт ТОГИРРО, банк данных по передовым технологиям работы классных руководителей, социологическим опросам, учебным достижениям учащихся, одарённым детям, а также о единой системе отслеживания профессионального уровня педагогов, результатов их деятельности. Институтом создан персонифицированный банк профессионального уровня педагогов и результатов их деятельности. В эту информационную систему были заложены не только данные о персоналиях учителей, их профессиональном росте, повышении квалификации, но и результаты обучения и переобучения. Кроме «портфолио учителя» создан банк данных на каждого ученика с 1 по 11 классы по всем образовательным учреждениям Тюменской области. Разработан механизм создания сетевой модели муниципальных территорий и направления использования сети Интернет в школьном образовании: проведение online– конференций; работа сетевых сообществ педагогов (по предметам); занятия с поисковыми системами и др.; административный аспект; учебно-методическая поддержка школ; горизонтальные связи в образовательном сообществе; использование интернет-технологий в учебном процессе; Интернет в системе повышения квалификации. Сегодня можно говорить о создании институтом персонифицированной информационной системы образования как единого информационного ресурса Тюменской области.

— Используете ли вы в системе образования какие–либо нетрадиционные методики?

— Системообразующей идеей и функцией переподготовки, повышения квалификации является формирование направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие (образование в течение всей жизни). Практика непрерывного профессионального развития предполагает формальное, информальное и неформальное обучение.

Популярной формой неформального обучения среди руководителей образовательных учреждений области и других регионов России стал проект «Школа современного руководителя», успешно реализованный ТОГИРРО и открывший дополнительные возможности для повышения качества методической подготовки на основе изучения «живого опыта» лучших специалистов России (автор проекта О. Ройтблат). В 2012 году на основе этого проекта институтом создан уникальный медиаресурс, аккумулирующий богатейший опыт более тридцати лучших специалистов, высоких профессионалов сферы образования, здравоохранения и экономики страны, руководителей авангардных школ России и Тюменской области. Проект стал оперативным откликом Тюменского государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) на запросы руководителей образовательных учреждений нашего региона и был поддержан департаментом образования и науки Тюменской области (институтом создано более 100 мультимедийных пособий, в том числе, — альбом «Мастер– классы лучших учителей Тюменской области и России», представляющий возможность познакомиться с опытом педагогов, получивших профессиональное признание на региональном и федеральном уровнях). Представленные мультимедийные методические пособия в синтезе с современными техническими средствами информационными системами позволяют педагогическому сообществу более продуктивно взаимодействовать с конкретными участниками образовательного процесса через существующие социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и т.д.)

— В завершении беседы — о наградах института.

— По результатам независимой экспертизы ТОГИРРО получил статус «Надёжная репутация», что является стандартом сертификации финансовой устойчивости, качества продукции и услуг. За достижения в отрасли и развитие экономики России институту присуждено 12 место среди более 646 053 предприятий Российской Федерации, что подтверждено цифрами Росстата и аудитом рейтинга. В 2011 году
ТОГИРРО получил сертификат лидера экономики.

Своевременное, быстрое реагирование на запрос конкретного потребителя: Учащегося и Родителя, Воспитателя, Учителя, Руководителя — это и есть та самая мобильность образовательных услуг, на которой строит свою деятельность ТОГИРРО.