Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Средняя общеобразовательная школа №5 города Калуги — ведущее образовательное учреждение России №1(8), 2012 год

Ольга Боровая

Средняя общеобразовательная школа №5 города Калуги является одним из старейших учебных заведений России — образовательному учреждению более 150 лет. Многолетняя история, хранящая легенды, прекрасный коллектив — всё это делает школу особенной и уникальной. Учреждение постоянно развивается, совершенствуя образовательные методики. И можно с уверенностью сказать, что именно здесь ученики, действительно, получают «путёвку в жизнь». Подробнее о школе рассказал Сергей Зеленов, директор:

26 августа 2010 года одно из старейших учебных заведений России — школа №5 города Калуги — отметила своё 150-летие.

Образовательное учреждение было основано в 1860 году как женское училище первого разряда, которое в 1870 году было переименовано в Калужскую женскую гимназию. В 1918 году она становится первой Единой советской трудовой школой 2-ой ступени с совместным обучением мальчиков и девочек. А в 1934 году она становится средней школой №5.

Школа имеет свой гимн, автор которого — выпускник 1954 года Исай Шейнис. А герб и флаг школы зарегистрированы в Геральдическом совете при Президенте РФ в 2005 году.

Сегодня цель нашей школы — развитие и саморазвитие личности обучающихся, которое связано с овладением социальнозначимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру на основе общечеловеческих ценностей.

— Школа имеет многолетнюю историю. Это сказывается на методике обучения?

— Конечно, сегодня школа продолжает дело обучения и воспитания подрастающего поколения, сохраняя и приумножая многолетние традиции. В своей работе учителя используют современные информационно-образовательные технологии, проводят интегрированные уроки, осуществляют проектную деятельность.

Также приоритетными направлениями в деятельности школы являются совершенствование материально-технической базы; информатизация образовательной среды; использование здоровье-сберегающих технологий; привлечение родительского сообщества и общественных организаций к решению задач школы.

— Существует своего рода обмен опытом в образовательных учреждениях. Как обстоят дела в этом направлении?

— В настоящее время школа является ресурсным центром по государственно-общественному управлению. Администрация и учителя школы систематически делятся своим опытом работы с коллегами из Калужской, Брянской, Смоленской областей. Семинары посвящены вопросам, которые связаны с реализацией ФГОС начального общего образования, совершенствованием информационно– образовательной среды, современными методами управления образовательным учреждением.

— Сейчас идёт эпоха перемен, меняются образовательные стандарты, создаются новые. Как вы оцениваете состояние дел школы в настоящий период времени?

— Состояние дел в образовательном учреждении можно охарактеризовать как хорошее. Глобальных проблем нет, а мелкие решаются по мере поступления.

Об оценке состояния дел учреждения говорит и то, что школа занесена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» в 2009, 2010, 2011 годах. В 2011 году распоряжением Президента РФ Д.А. Медведевым коллективу школы была объявлена благодарность.

На мой взгляд, главным препятствием, мешающим плодотворной работе педагогического коллектива является проблема заработной платы учителя. Чтобы получать зарплату не ниже средней по промышленности, ему необходимо работать на 1,5–2 ставки, но при такой нагрузке возникает эмоциональное, профессиональное и физическое выгорание учителя. И решать эту проблему надо незамедлительно и на федеральном уровне.

— Есть ли интересные проекты, которые будут реализованы в ближайшее время?

— Один из интересных проектов, который будет реализован, — превращение школы в центр досуга не только для учащихся школы, но и для жителей микрорайона. Для этого в школе есть всё необходимое: стадион, спортивный зал со скалодромом, зал хореографии, Музей истории школы с филиалами, детская площадка, где установлены качели, карусели, тренажеры, современно оборудованные кабинеты, солнечные часы и др.

— У школы есть множество достижений. Какое, на ваш взгляд, самое значимое?

— Мне думается, что наиболее значимыми достижениями являются создание в школе Попечительного совета, разработка стратегического планирования развития школы и работа по внедрению энергосберегающих технологий.

Девизом нашей школы являются слова Н.И. Пирогова: «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников». А наши выпускники прославили школу не только в России, но и за её пределами. Среди выпускников школы 7 лауреатов Государственной премии СССР; нынешний премьер-министр Украины Николай Азаров; заведующий медицинской лабораторией университета штата Висконсин (США) Владимир Шпигельман; академик Российской академии космонавтики Сергей Самбуров; ректор Украинского морского института Анатолий Новиков; Советник Президента Федеральной палаты адвокатов Дмитрий Перекатов; член– корреспондент академии военных наук Сергей Буцев; посол в республике Чад Владимир Прыгин; прима Мариинского театра (Санкт– Петербург) Жанна Домбровская и многие другие известные люди.

Также стараемся участвовать в тех конкурсах, где можно поделиться нашими наработками. В 2006 году школа стала победителем национального проекта «Образование». Трижды (в 2006, 2007, 2010 гг.) школа побеждала в областном конкурсе «Лучшие школы Калужской области» в разных номинациях. В 2011 году школа стала лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Патриот России». Музей истории школы неоднократно был признан лучшим школьным музеем.

— Сергей Вадимович, расскажите, пожалуйста, о перспективе развития школы.

— Перспективы развития школы отражены в её миссии. Это создание наиболее благоприятных условий для получения качественного образования на основе компетентного подхода с учётом индивидуальных потребностей, способностей, творческих запросов учащихся, направленных на формирование творческой личности, готовой в дальнейшем к осознанному освоению профессиональных образовательных программ и развитию своего потенциала.

— Составляющая успеха любого учреждения, как известно, люди, которые в ней работают. Расскажите о коллективе.

— Сегодня в школе работает 51 педагог: 2 Заслуженных учителя РФ, 8 отличников народного просвещения и почётных работников образования, 2 Заслуженных учителя Калужской области, 5 победителей национального проекта «Образование», 1 Заслуженный тренер РФ. Имена многих известны за пределами Калужской области.

Администрация и учителя по-прежнему стараются не отставать от новых веяний в современной педагогике и использовать в работе опыт своих предшественников.