Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Наталья Тихомирова: «Наши образовательные услуги ориентированы на международный уровень» №1(7), 2011 год

Елена Гордеенкова

Ведущие эксперты в области образования в один голос утверждают: одна из главных тенденций области — глобализация и интернационализация. Российским вузам в сложившихся условиях необходимо соответствовать международным стандартам, чтобы оставаться легитимными и востребованными на мировом рынке образовательных услуг. О том, как ведётся в этом направлении работа, рассказывает ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), профессор Наталья Тихомирова.

— Наталья Владимировна, как Вы можете охарактеризовать «лицо» университета, который сочетает достойный возраст и статус одного из самых современных и динамично развивающихся вузов России?

— Сегодня МЭСИ — это образовательный, методический, научный и культурный центр. Наши образовательные услуги ориентированы на международный уровень и базируются на системе управления знаниями, информационно-коммуникационных технологиях, российских государственных образовательных и международных стандартах ISO, IMS и решениях Болонского процесса. Уже с 2005 года в МЭСИ введена двухуровневая система подготовки специалистов. В университете внедрён компетентностный подход к формированию образовательной программы, используется балльно-рейтинговая система оценивания знаний, осуществляется учёт изученных студентом дисциплин в кредитах или зачётных единицах. Обширная структура филиалов и представительств МЭСИ, а также тесное сотрудничество с различными образовательными структурами позволяет говорить о МЭСИ как об уникальном образовательном центре, обеспечивающем качество образования мирового уровня.

— В современных условиях обеспечение качества образования выступает как наиболее приоритетное направление развития университетов. Какие шаги сейчас предпринимает МЭСИ?

— В целях повышения качества образования в МЭСИ функционирует и развивается система управления академическими знаниями. Мы используем Информационные центры дисциплин, благодаря которым предлагаемый нами контент всегда актуален, над его созданием и актуализацией работают не только московские, но и распределённые коллективы преподавателей. В нашем университете внедрены в практику основные критерии премии Правительства РФ в области качества, дипломантом которой мы являемся. Кроме того, МЭСИ завоевал Золотую медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», стал лауреатом Европейской премии по качеству (EFQM). Мы проводим научно-исследовательские работы, консалтинг и обучение в области управления качеством в России и ближнем зарубежье. Словом, МЭСИ ежегодно доказывает право называться одним из лучших в стране по качеству технологической оснащённости, уровню комфорта и безопасности.

Думаю, что многим национальным университетам, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, ещё предстоит осознать, насколько кардинально должны измениться используемые ими подходы и методы обучения, если они хотят стать частью международного образовательного пространства. Сегодня та практика, к которой мы привыкли — когда неделями начитывается материал, а потом в конце семестра оценивается, как он усвоен, — уже устарела и не используется в развитых странах. Применение новых технологий подразумевает и новую систему преподавания и обучения, ведёт к пересмотру принципов, на которых строится учебный процесс.

Традиционные университеты, к сожалению, обычно очень консервативны. Но мы стараемся преодолеть эту тенденцию, очень активно меняемся. В первую очередь перемены заметны в организации менеджмента университета: его структура преобразовывается в соответствии с теми задачами, которые мы перед собой ставим.

— На Ваш взгляд, насколько объективны международные рейтинги университетов?

— Конечно, все рейтинги относительны. Методики расчётов формируются людьми, и не могут не иметь субъективного оттенка. И тем не менее, я уверена, что рейтинги нужны, они не дают расслабляться вузам и позволяют абитуриентам сориентироваться при выборе учебного заведения. На корпоративном портале университета мы собрали в единую таблицу все показатели, учитывающиеся при составлении различных внешних рейтингов, на которые мы ориентируемся в своей работе и организации учебного процесса. И надо сказать, что в российской «табели о рангах» мы традиционно занимаем высокие места. На сайтах, популярных среди школьников, абитуриентов и их родителей, МЭСИ был и есть на первых позициях. Наш университет всегда высоко котировался, и мы не собираемся снижать планку.

— Каковы отличительные особенности МЭСИ?

— Это в первую очередь широкое использование в образовательном процессе информационных технологий. Наши студенты не только используют реальное программное обеспечение, но и учатся с помощью информационных технологий. Им в любое время доступна учебная информация: персональная страница на портале, учебные планы, график учебного процесса, сведения о преподавателях, кафедрах, институтах. Студенты МЭСИ получают расписание на свои мобильные телефоны и карманные компьютеры, могут подписаться на новости и учебные объявления. Во всех профессионально значимых учебных дисциплинах помимо теории наши студенты осваивают прикладные программы и умеют использовать их в предметной области. Электронные технологии позволяют осуществлять информационный обмен с нашими филиалами, с зарубежными вузами и проводить учебные мероприятия он-лайн. В распоряжении студентов, как головного вуза, так и филиалов МЭСИ, — учебно-методические материалы по всем дисциплинам на электронных носителях, мультимедийные курсы, открытый доступ к зарубежным образовательным ресурсам. Наши учащиеся — это новое, «цифровое» поколение, которому компьютер знаком с раннего детства. Поэтому электронный контент пользуется значительно большей популярностью по сравнению с традиционными учебниками.

Будущие экономисты, менеджеры, маркетологи идут в МЭСИ, зная об аналитической направленности дисциплин учебного плана. Мы готовим специалистов, обладающих не только хорошими знаниями в профессиональной сфере, но и языковой, а также
IT-грамотностью. Поэтому молодому специалисту с дипломом МЭСИ можно сразу доверить самостоятельную работу с различными ресурсами: он способен анализировать процессы, искать и находить материалы нужной тематики. Он вполне готов к самостоятельному плаванию, а это очень ценно для любого работодателя.

— Как строятся в МЭСИ учебные планы?

— Мы всегда сравниваем наши учебные планы с планами ведущих зарубежных рейтинговых вузов. Представители МЭСИ периодически посещают известные вузы США, Великобритании, Франции, Южной Кореи, Японии и других стран, участвуют в международных образовательных конференциях. В результате, всё самое лучшее, передовое мы стараемся реализовать в наших учебных планах, отразить в учебных пособиях, сделать доступным для наших студентов. Мы регулярно проводим исследования, которые позволяют выявить ключевые компетенции специалистов, востребованных на рынке труда. В соответствии с этим мы увеличиваем нагрузки по соответствующим профессиональным дисциплинам, вводим в учебные планы новые дисциплины и направления подготовки, такие, например, как инноватика.

МЭСИ чётко понимает необходимость координации образовательных программ университета с потребностями работодателя. С этой целью мы активно сотрудничаем с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, Организацией «Опора России», АПиКИТ, Российской коллегией аудиторов, Счётной палатой РФ, Росстатом, а также с крупнейшими компаниями и банками, такими как Росгосстрах, Сбербанк России, ФГУП НИИ «Восход», «1С» и другими.

— Как в МЭСИ решается проблема подбора и удержания профессионального преподавательского состава?

— В нашем университете нет ни одного рабочего места, которое не было бы связано с информационными системами. Все наши преподаватели, лаборанты и ассистенты умеют работать с компьютерными системами и владеют методиками преподавания в электронной среде. Но для того, чтобы достичь такого уровня, пришлось проделать большой путь. Каждый год мы инвестируем значительные средства в развитие кадрового потенциала и организуем курсы повышения квалификации для наших преподавателей, в том числе связанные с компьютерной грамотностью и изучением новейших педагогических технологий. МЭСИ работает как самообучающаяся организация. В университете на регулярной основе проводятся программы повышения квалификации и профессиональные переподготовки и стажировки для руководящих работников, молодых учёных, преподавателей и менеджеров МЭСИ. У нас создан корпоративный электронный университет, где круглогодично обучаются все: и преподаватели, и сотрудники. Ежегодно проводятся организационно-управленческие семинары — зимние и летние школы, где мы также обучаем персонал в соответствие с теми задачами, которые актуальны на сегодняшний день. В МЭСИ создан корпоративный портал для совместной работы сотрудников, информационные базы данных, активно применяются такие технологии, как RSS, wiki, блоги, библиотеки документов, открытые образовательные ресурсы.

Сегодня приоритет отдаётся самостоятельным видам деятельности студентов, поэтому преподаватель должен уметь переносить новые знания из Интернета в студенческие аудитории, общаться со студентами и коллегами с помощью online-технологий, работать с зарубежным контентом, владеть методами электронной педагогики, применять технологии web 2.0. Кроме того, стремительно развиваются целые предметные отрасли, такие как маркетинг, менеджмент, информационные технологии. Преподаватель должен всегда быть в курсе последних тенденций, владеть самым современным программным обеспечением, чтобы приносить в студенческую аудиторию актуальные знания.

Необходима комплексная система мотивации, которая позволит беспрепятственно и эффективно внедрять инновации в учебный процесс. Самая сложная задача — убедить сотрудников работать и обучаться по-новому! Зачастую у преподавателей есть психологический барьер к инновационным изменениям. Необходимо постоянно развивать их компетенции, определённую культуру, которая базируется на инновационной электронной педагогике, программы материального и нематериального стимулирования. Основополагающие направления вуза: повышение качества образовательных услуг, развитие научных школ, совершенствование деятельности вуза в целом — не могут быть реализованы без активного участия преподавателей и сотрудников. Именно они являются главным ресурсом, на основе которого возможно всестороннее развитие инновационного вуза в современном обществе.

— Насколько в МЭСИ активны контакты с зарубежными университетами, научно-исследовательскими центрами?

— Международная деятельность является одним из важнейших направлений развития нашего университета. В МЭСИ реализуются программы двустороннего и многостороннего сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями, международными организациями и научно-исследовательскими центрами Италии, Болгарии, Германии, Израиля, Нидерландов, Франции, США, Латвии, Абхазии, Беларуси, Казахстана, Украины и других стран. МЭСИ организует стажировки студентов за рубежом, реализует совместные образовательные программы с зарубежными образовательными учреждениями Великобритании, Франции, Италии. Это так называемые программы «двойных дипломов». После окончания бакалаврской программы студенты могут продолжить обучение в магистратуре как в России, так и за границей.

Мы поддерживаем тесные связи и с зарубежными ассоциациями, развивающими инновационные технологии в образовании. МЭСИ — единственный вуз России, являющийся членом Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU). Университет входит в сообщество партнёров по высшему качеству электронного обучения The E-xcellence Assosiate, что является признанием наших усилий в непрерывном процессе совершенствования e-learning в нашем вузе.

Мы стремимся вовлекать студентов и аспирантов в международные бизнес-процессы. Так, совместно со Вторым неаполитанским университетом и Торгово-промышленной палатой провинции Казерта
МЭСИ реализует оригинальный российско-итальянский проект. Он направлен на проведение исследований и консалтинга, создание бизнес-инкубатора для российско-итальянского экономического сотрудничества, подготовку российских и итальянских студентов в области бизнеса.

— Как организована в МЭСИ работа со школами? Существуют ли специальные программы для старшеклассников?

— Для школьников 9–11 классов наш университет предлагает бесплатные занятия в Молодёжном технопарке МЭСИ. Этот проект позволяет ребятам понять, какие специальности востребованы в современной экономике и чем конкретно им предстоит заниматься на будущем рабочем месте. На занятиях наши учащиеся приобретают необходимые для жизни в современном информационном обществе IT-компетенции, развивают личные качества, такие как работа в команде, навыки самопрезентации, работа в условиях дефицита времени, умение управлять командой. И конечно, проект помогает им определиться с выбором наиболее подходящего направления обучения в вузе. Профориентационную и консультационную работу мы ведём также на сайте МЭСИ, в блогах, в социальных сетях. Здесь мы анализируем различные подходы молодых людей к выбору специальности, разбираемся, как правильно выбрать вуз и на что абитуриентам нужно обратить внимание, обсуждаем самые часто задаваемые вопросы по ЕГЭ и многое другое. Ввели практику проведения родительских собраний. Чтобы выбор абитуриентов был осознанным, вузы должны оказывать им реальную помощь, готовить их к поступлению, и такая работа в МЭСИ активно ведётся.

— Наверняка у МЭСИ — вуза с почти 80-летней историей — накопилось немало традиций. Что Вы считаете главными достоинствами университета и какие традиции стараетесь сберечь?

— Действительно, меньше чем через два года МЭСИ исполнится 80 лет. Мы чтим наши научные традиции, развиваем научные школы. В стенах МЭСИ подготовлено большое количество аспирантов, докторантов, выпущено множество книг, публикаций. Одна из самых сильных сторон университета — преподавательский состав.

У нас серьёзное научное студенческое общество, члены которого представляют свои проекты на Селигере, где собирается самая креативная и творчески мыслящая молодёжь со всей страны.

Но и помимо учёбы наши студенты могут выбрать себе увлекательное занятие. Активно развивается КВН-движение. У нас очень хороший театр эстрадных миниатюр «Казус»: у него есть очень интересные пантомимные, пластические спектакли. Театр регулярно занимает призовые места на всевозможных международных студенческих конкурсах. Спортивные традиции у нас тоже сильны: очень развиты баскетбол, футбол и большой теннис. Наши команды часто участвуют и побеждают в российских и международных соревнованиях. И ещё у нас очень красивые студентки — они нередко занимают лидирующие позиции на московских конкурсах красоты.

— Какие перспективы и главные задачи сегодня у МЭСИ?

— Мы осознаём необходимость в интенсивном повышении качества образования и для этого стремимся использовать все новые технологии, в первую очередь, технологии электронного обучения. В наших планах — широкое использование открытых образовательных источников и технологий web 2.0, развитие электронной педагогики, внедрение новых форматов проведения научно-исследовательских работ. МЭСИ стремится к созданию лабораторий, развитию инновационных ресурсов, таких как электронный кампус и электронный деканат. С учётом требований работодателя мы будем разрабатывать новые элективные курсы для наших студентов. МЭСИ планирует провести работу по переводу и адаптации лучших зарубежных учебно-методических материалов.

Одна из серьёзнейших задач, стоящих перед МЭСИ, — формирование на базе нашего классичес-кого вуза электронного университета. Речь идёт не только о среде электронного обучения — должны быть созданы и задействованы самые разные инструменты, которые в комплексе способны привести к преобразованию. Мы всегда стремимся быть на шаг впереди.