Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Борзинское медицинское училище: эффективная система подготовки кадров для здравоохранения региона №1(7), 2011 год

Анастасия Мешкова

Борзинское медицинское училище было основано 26 апреля 1963 года. На этапе становления пришлось преодолеть немало трудностей: учреждение располагалось в одноэтажном деревянном здании, приходилось работать в условиях острой нехватки кадров, учебных пособий, библиотечного фонда. Большой вклад в становление и развитие училища внесли директора А.И. Кореняко, Э.С. Попова и В.Н. Гриднёв. В 1977 году учреждение возглавил Сергей Бабушкин, закрепивший и развивший достижения своих предшественников на этом посту.

— Сергей Михайлович, формулировки официальных документов говорят о том, что Борзинское медицинское училище было основано с целью «устранения дефицита специалистов среднего медицинского персонала в Читинской области». Удалось ли достичь этой цели и как, на ваш взгляд, повлияла работа учреждения на облик системы здравоохранения региона?

— Через два года учреждение встретит полувековой юбилей и, конечно, за эти годы и преподаватели училища, и многие достойные выпускники сумели внести значительный позитивный вклад в работу многих лечебно-профилактических учреждений нашего края. Сегодня ГОУ СПО «Борзинское медицинское училище (техникум)» — одно из престижных в крае, имеет солидный облик, базовые возможности и хорошее методическое обеспечение. Подготовка ведётся по трём специальностям очной формы обучения: «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика». Контингент студентов составляет 283 человека, а показатель трудо-устройства выпускников достигает 85—90%. Ежегодно от 7 до 10% выпускников продолжают обучение в высших учебных заведениях

В мае 2007 года проводилась комплексная оценка деятельности училища. По итогам аттестации, лицензирования и аккредитации учреждение было признано одним из лучших в области и пользуется заслуженным авторитетом.

А основной целью работы коллектива Борзинского медицинского училища, как и полвека назад, остаётся качественная подготовка и воспитание высококвалифицированного, конкурентоспособного, профессиональномобильного специалиста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и задачами, стоящими перед всей системой здравоохранения Российской
Федерации.

— За этими словами и сухими цифрами стоит серьёзная и многолетняя работа всего коллектива. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности училища и способах достижения главной цели работы учреждения.

— Основные цели и направления нашей деятельности закреплены в соответствующих документах. В частности, ведущими задачами на сегодняшний день являются: повышение конкурентоспособности выпускников, повышение качества профессиональной подготовки студентов, повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателя, научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов, воспитательная работа по формированию здоровьесберегающего пространства, совместная работа с лечебно-профилактическими учреждениями по организации курсов повышения квалификации средних медицинских работников Забайкальского края.

В настоящее время коллектив училища успешно реализует углублённую профессиональную образовательную программу, обеспечивающую повышенный уровень подготовки по специальности «Лечебное дело» и базовый уровень подготовки по специальностям «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика». В рабочие учебные планы, кроме дисциплин Федерального компонента, введены дисциплины регионального уровня, которые учитывают особенности Забайкальского края и потребности практического здравоохранения. Например, изучаются такие дисциплины, как: «Планирование семьи», «Неонатология», «Инфекционные болезни», «ВИЧ», «Онкология», «Туберкулёз» и другие.

— Сергей Михайлович, какие условия созданы для того, чтобы процесс обучения был максимально продуктивным и комфортным? Обеспечено ли учреждение необходимыми учебными материалами и пособиями, компьютерами, фантомами? Уделяется ли внимание инновационным образовательным методикам?

— Теоретические занятия проходят в кабинетах учебного корпуса, оснащённых всем необходимым, а практические занятия — в кабинетах доклинической подготовки и на базах лечебных учреждений города. Училище имеет 19 учебных кабинетов, пять лабораторий, процедурный и перевязочный кабинеты, учебный ФАП, компьютерный класс с выходом в Интернет, библиотеку, тренажёрный зал, наглядные пособия, технические средства обучения.

Наряду с традиционными методами широко используются инновационные формы обучения и контроля знаний и навыков, такие как деловые и ролевые игры, конкурсы, предметные недели, викторины, брейн-ринги, защиты проектов, программированный контроль, тестирование. Важное место отведено различным формам самостоятельной работы (рефераты, УИР, работа с первоисточниками, составление алгоритмов наглядных пособий, муляжей и т. д.). В настоящее время работают четыре студенческих кружка — «Здоровье», «Здоровый ребёнок», психологический кружок и волонтёрский отряд «Феникс», неоднократно занимавший призовые места на фестивалях волонтёрского движения.

Такое разнообразие форм, методов, приёмов проведения учебных занятий и контроля знаний позволяет добиваться значительного повышения качества обучения.

— Внедрение инновационных методик обучения предъявляет особые требования к уровню подготовки преподавательского состава. Как вам удаётся поддерживать кадровый потенциал учреждения на столь высоком уровне?

— Действительно, в училище сформировался работоспособный, творческий коллектив, состоящий из 29 штатных преподавателей, из них 71% имеют высшую и первую квалификационную категорию. 95% преподавателей окончили высшие учебные заведения, а треть коллектива составляют наши бывшие выпускники.

Поддержанию высокого профессионального уровня способствует активная научно-исследовательская деятельность преподавателей, направленная на поиск новых возможностей для совершенствования образовательного процесса, на создание эффективной модели управления качеством образования. Итоги научно-исследовательской работы подводятся на научно-практических конференциях. Так, в марте 2010 года проводилась студенческая научно-практическая конференция «Здоровье — как стиль жизни». В мае этого же года училищем совместно с районной больницей проводилась межрайонная НПК «Роль сестринского персонала в реализации национального проекта „Здоровье“. Целью этих мероприятий было обобщение опыта научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей в рамках реализации приоритетного национального проекта „Здоровье“.

— Как складывается профессиональный путь выпускников Борзинского медицинского училища?

— В учебном заведении действует программа трудоустройства выпускников. Перед началом производственной практики в училище приглашаются главные врачи районов области. Они представляют свои лечебные заведения, рассказывают об имеющихся вакансиях и здесь же заключают договоры с выпускниками, изъявившими желание работать на предложенной должности. Эта система приносит положительные результаты, так за последние три года трудоустройство выпускников составляет 85—90%. Выпуск в 2010 году составил 91 человек.

Рекламаций на подготовку выпускников не поступало. На учёте в Центре занятости населения наши выпускники не состояли и не состоят.

«Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная».
А.П. Чехов