Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Строим новое, чтобы не потерять старое №2(6), 2010 год

Евгения Терехова

Сегодня модернизация системы профессионального образования активно обсуждается как на всех уровнях власти, так и в среде обычных граждан. Звучат различные, зачастую прямопротивоположные мнения. Министерство образования Республики Коми является своего рода новатором в вопросе модернизации системы профессионального образования. Об этом рассказывает заместитель министра образования республики Нина Александровна Нестерова.

— Наше министерство в настоящий момент разрабатывает концепцию модернизации системы профессионального образования, ключевым моментом которой является создание крупных образовательных интегрированных комплексов. Разноуровневые программы и стандарты, в которых будут включать несколько ступеней, от начального профессионального до высшего. Целью формирования является система образования, адекватная рынку труда.

В Республике Коми, как и во многих регионах России, имеет место «перепроизводство» выпускников одних специальностей и острый дефицит других. Объёмы и направления подготовки рабочих кадров не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Ключевой проблемой российской экономики является сегодня нехватка квалифицированной рабочей силы. Обусловлено это целым рядом факторов, имеющих как объективную, так и субъективную основу.

В числе субъективных факторов, определяющих дисбаланспрофессионально-квалификационной структуры рынка труда, следует выделить, прежде всего, несоответствующую потребностям экономики структуру подготовки кадров по уровням профессионального образования.

К числу объективных факторов относятся, прежде всего, негативные демографические тенденции, проявляющиеся во всех промышленно развитых регионах страны, падение престижа рабочих профессий. Как следствие, во многих регионах страны сформировался и воспроизводится из года в год дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда.

В Республике Коми сейчас сложился дефицит высококвалифицированных фрезеровщиков, токарей, слесарей и не только. А всё потому, что престиж рабочих профессий находится на нуле. Всё больше людей старается получить высшее образование. Причём, как правило, поступают на юридические и экономические факультеты.

Приведу некоторые данные.

Сегодня структура начального профессионального образования насчитывает 14 учреждений с контингентом 11,4 тысяч человек, что меньше потребности в подготовке рабочих кадров, но обусловлено количеством выпускников школ.

Система среднего профессионального образования насчитывает 21 учреждение с контингентом 17 тысяч человек.

В системе высшего профессионального образования 24 вуза и филиала вузов с контингентом 35,5 тысяч человек, каждый второй получает образование платно.

Так, например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность составит 2 225 человек при выпуске 5 238. Наибольшие несоответствия рынка труда и рынка услуг по следующим укрупнённым группам:

• гуманитарные науки — в два раза подготовки больше, чем потребность (вместо необходимых 400 специалистов осуществляется подготовка 800);

• экономика и управление — практически в пять раз (при потребности в 450 человек ежегодная подготовка —2 440).

На февральской коллегии (2010) Федеральное агентство по образованию предложило закрытие филиалов вузов с контингентом менее 100 человек и не проводить приём, если в филиале обучается менее 500 студентов приведённой формы обучения. В нашем случае из 22 вузов и филиалов вузов только пять имеют контингент больше 500 человек, из них четыре — по Сыктывкару.

Ввиду сложившейся ситуации модернизация системы образования необходима. Отличительной чертой новой системы будет прямой контакт учебных заведений с работодателями. Это не только позволит своевременно реагировать на потребности рынка труда, но ощутимо повысить качество подготовки выпускников.

В Республике Коми модернизация будет проводиться с учётом дифференциальной направленности профессиональной подготовки и отраслевой характеристики региона.

Так на базе Сыктывкарского университета будет создан комплекс гуманитарной направленности. К нему присоединятся учреждения среднего и высшего профессионального образования гуманитарной направленности, в том числе культуры и здравоохранения.

Вокруг Сыктывкарского лесного института с присоединением ряда учреждений НПО и СПО будет сформирован комплекс по подготовке работников для соответствующей отрасли.

Воркутинский горный институт, являющийся филиалом Санкт-Петербургского государственного института (технического университета), будет готовить все кадры, необходимые для угольной промышленности. Приняв во внимание географическую удалённость данного района, здесь же будет располагаться комплекс по подготовке специалистов гуманитарного профиля.

И последний комплекс будет технической направленности. В Ухте будут готовить выпускников для нефтегазовой промышленности.

Конечно, существует ряд проблем. Модернизация материально-технической базы потребует немалых вложений, что особенно сложно в условиях экономического кризиса.

Планируется переход части учебных заведений профобразования (планируется около 95%) в статус автономных. Это даст толчок развитию. На сегодняшний момент проводились эксперименты по такому переходу. И результаты показали целесообразность данного шага.

Степень недоверия и неприятия нововведений в какой-то мере можно понять. Во-первых, не все преобразования, проводимые в нашей стране в различных областях, давали положительный или желаемый результат.

Во-вторых, существует проблема неготовности руководителей учебных заведений. Конечно, их опасения объясняются переживанием за своё учебное заведение, которым они столько лет жили. Переход в структуру из самостоятельного учреждения пугает их возможным поглощением, нивелированием. Но эти опасения беспочвенны. Мало того, что потребность в рабочих кадрах у нас просто колоссальная, мы будем регулировать и контролировать процесс.

Директора ссузов боятся, что головные вузы будут корректировать планы в ущерб первым. Но демографический спад ставит под угрозу существования учреждения НПО и СПО по причине проблем с набором учащихся. И единственным выходом для них является данная модель реорганизации. Она позволит повысить престиж предлагаемого ими образования, готовить действительно высококлассных рабочих за счёт улучшения материально-технической базы и сотрудничества с работодателями. К тому же учреждения НПО интегрируются в сузы, отчего выиграют все стороны.

Есть ещё несколько малопопулярных моментов реорганизации системы профобразования: как следствие модернизации произойдёт высвобождение кадров. Но в свою очередь это позволит повысить качественный уровень коллективов, хотя и будет омоложение преподавательского состава.

Сокращение бюджетных мест, которое тоже приводят как довод против модернизации, конечно, будет. Но сегодня оно и так происходит ежегодно, до нескольких десятков на вуз. А в случае модернизации мы на федеральном уровне сможем определять существующий избыток или недостаток бюджетных мест по необходимым специальностям. Как я уже говорила, для профессионального образования, как Республики Коми, так и Сыктывкара, особенно характерно дублирование в подготовке специалистов одних направлений и дефицит других. А регулирование позволит высвободить бюджетные средства на специальности, в которых будет дефицит. Регулярная работа многоуровневых комплексов с результатами прогнозирования рынка труда и своевременный мониторинг рынка образовательных услуг позволят образовательным учреждениям работать на «опережение».

Сфера образования очень консервативная, но мы уверены в правильности выбранного пути реорганизации и стараемся донести это до всех участников проекта. 4 октября состоялось совещание руководителей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Республики Коми, посвящённое 70-летию системы НПО Российской Федерации. И там тоже будут обсуждаться моменты концепции модернизации образования.

Трудность в подготовке возникает у нас, как у «первопроходцев». До нашей республики никто не проводил столь масштабной реорганизации. Мы ознакомились с опытом Томского политехнического университета, но там меньшие масштабы и в нашей ситуации не могут быть применены в большинстве случаев. Самым простым является одноуровневое объединение типа федеральный вуз и федеральные сузы, а на территории республики мы получим все варианты.

Разрабатываемая концепция рассчитывается до 2015 г. Она будет многоэтапная. Первая часть на 2010—2012 гг., вторая на 2013—2015 гг. Мы плотно и тщательно работаем, стараясь учесть все моменты и нюансы.

Все шаги, предпринятые в рамках будущей концепции, указывают на то, что модернизация не просто необходима, но и позволит нам выйти на качественно новый уровень образования, не уступающий никаким мировым стандартам.