Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Нет предела совершенству №2(6), 2010 год

Евгения Терехова

Профессиональный лицей № 30 ведёт свою историю с 1970 года, когда на базе Главкомигазнефтестроя Министерства газовой промышленности СССР в г. Ухте было открыто Государственное профессиональное техническое училище № 30. За эти годы оно не только выросло в результате присоединения двух других ПУ, но и в 2003 году приказом Министерства образования Российской Федерации получило статус Лицея.Сегодня ГОУ НПО ПЛ № 30 г. Ухты Республики Коми — это многопрофильное образовательное учреждение, ведущее подготовку по 27 профессиям начального профессионального образования и по 162 профессиям дополнительного образования.

С 1999 года возглавляет лицей настоящий мастер своего дела Ростислав Исаев. Под его руководством учебное заведение постоянно совершенствуется и развивается. Высокий профессионализм, неиссякаемая энергия и безграничная любовь к работе позволяют директору работать по-настоящему творчески, целе-устремленно и, главное, успешно. Это подтверждается высокими результатами государственной аттестации, по итогам которой учебному заведению присвоен статус лицея.

— Ростислав Иванович, ваш лицей стал победителем конкурса «100 лучших учебных заведений начального профессионального образования России» по итогам 2009 года. Как ваш коллектив добился таких результатов?

— Мы просто следовали выработанной стратегии развития нашего лицея, которая направлена на обес-печение качественной подготовки выпускников, востребованных на рынке труда в условиях модернизации профессионального образования. Эта программа, рассчитанная на 2005—2010 годы, включает в себя несколько положений:

— внедрение новых технологий в образовательный процесс;

— модернизацию системы социального партнёрства;

— развитие и обновление материальной базы лицея;

— создание благоприятных и безопасных условий для учащихся и сотрудников;

— участие в выставках, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проектах и семинарах;

— переход лицея в автономное учреждение.

Конечно, нельзя сказать, что всё задуманное выполнено, и нам дальше некуда расти. Республика Коми — один из ведущих промышленных районов, сырьевая база России, поэтому рабочие кадры в республике нужны всегда. К тому же не просто рабочие кадры, а высококвалифицированные. Как сказал президент РФ Дмитрий Медведев: «Профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда 21 века». Поэтому нам есть к чему стремиться и, как говорят, «нет предела совершенству».

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о выполнении вашей программы.

— Качество подготовки выпускника напрямую зависит от квалификации преподавателя, поэтому наш педагогический коллектив немало времени уделяет изучению и внедрению передовых методов учебной и организаторской работы. Наши мастера-производственники и преподаватели владеют современными технологиями, они прошли курс подготовки, в том числе за границей. Сегодня это работники нового мышления, которые готовят в меняющихся экономических условиях достаточно квалифицированные кадры рабочих профессий.

Спектр предоставляемых специальностей широк. Это 27 рабочих профессий с лицейскими группами — для нефтегазовой, строительной отраслей, торговли, деревообработки, других сфер. Работодатели могут, например, получить газосварщиков, электриков, монтажников, экскаваторщиков широкого профиля. Кроме того, лицей — это ещё и центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по 162 профессиям, что на сегодняшний день очень востребовано. Быстрый рост информационных технологий нынешнего века, напряжённая социально-экономическая ситуация, обусловленная распадом мировой экономики, формируют в обществе стремление к совершенствованию профессиональных знаний в течение всей карьеры. И наше учебное заведение отслеживает тенденции на рынке труда и в соответствии с его потребностями занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров.

В лицее работает Центр дополнительных образовательных услуг, средства от которого инвестируются в укрепление материально-технической базы: учебные кабинеты, лаборатории, спортивный комплекс, столовая, общежития, современное рабочее оборудование.

Но даже преподавательский состав и специальности, подобранные с учётом потребностей рынка труда, не помогут учебному заведению стать конкурентоспособным, если его материально-техническая база не соответствует сегодняшнему дню.

Перевод учебных заведений в автономные, когда государство уже не будет в полной мере их финансировать, пугает многих представителей системы НПО, но мы к этому готовы. На базе нашего лицея проходит эксперимент по переходу к автономной форме существования, в рамках которого мы открываем собственные малые предприятия. На сегодняшний день это учебно-производственные цеха по изготовлению мебели, брусчатки, сварочной продукции, ремонтно-строительный участок, автомастерская, парикмахерская. Например, собственной брусчаткой выложены площади вокруг учебных корпусов, мебель для лицейских кабинетов и классов тоже изготовлена самостоятельно.

Также продукция этих цехов с успехом реализуется для физических и юридических лиц города, а доходы тоже идут на развитие материально-технической базы. В дальнейшем планируем развивать и другие направления для занятости учащихся и их профессиональной подготовленности.

К тому же практические навыки по выбранной профессии дают нашим выпускникам больше шансов трудоустроиться ещё до получения диплома.

В лицее выстроена система социального партнёрства с более чем 70 предприятиями города и республики. Ежегодно 45% учащихся лицея получают рабочие разряды повышенного уровня, а около 30% учащихся приобретают дополнительные и смежные профессии, востребованные на рынке труда. Процент трудоустройства выпускников за последние пять лет увеличился с 60% до 90%. Конечно, кризис вносит свои поправки в деловое партнёрство, но мы сегодня сумели доказать свою состоятельность, что позволяет нам вести более уверенный диалог с работодателями. Ни для кого не секрет, что работодатели предпочитают специалистов с опытом работы по профессии и с навыками, полученными не на оборудовании, которое давно не применяется на производстве. И наши выпускники отвечают критериям отбора.

Наши партнёры признают, что в условиях модернизации учебного процесса лицей готовит кадры, соответствующие требованиям, предъявляемым к рабочим профессиям. При этом мы сохраняем свою социальную нишу, обучая детей из малообеспеченных семей и детей-сирот.

Практически все кабинеты, учебные классы и лаборатории лицея оснащены современным технологичным оборудованием и отвечают самым высоким стандартам.

Большое внимание мы уделяем воспитательной работе и предлагаем разнообразные формы досуга, которые позволяют нашим учащимся не просто хорошо провести свободное время, но и в то же время способствуют развитию их личности.

В лицее пропагандируются занятия спортом и здоровый образ жизни. Есть великолепный теннисный зал, в настоящее время ведётся ремонт одного из помещений под зал борьбы. Практически все девушки посещают группы фитнеса. На внебюджетные средства лицей содержит 16 тренеров спортивных секций и кружков для занятий лицеистов. Причём делается это не на спонсорские средства или за счёт платных услуг, а на собственные заработанные деньги.

— Участие в конкурсе «100 лучших учебных заведений начального профессионального образования России» не первый подобный опыт вашего лицея?

— Наш лицей неоднократно являлся победителем различных проектов, конкурсов, грантов, дипломантом международных выставок «Образование без границ—2007», «Образовательная среда—2008», «Образование без границ—2009». За победы и участие в различных мероприятиях, за достигнутые успехи в области образования неоднократно награждался дипломами, грамотами, благодарностями.

Четыре года подряд мы участвуем во Всероссийских выставках в Москве, более того, представляем на них практически весь северо-запад. Успехи нам принёс и проведённый на базе лицея в июне текущего года заключительный этап всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «Парикмахер».

Утверждение значимости нашего учебного заведения в республике и за её пределами помогло нам выйти как на новый уровень сотрудничества с работодателями, в том числе крупными компаниями, так и познакомить с его образовательными возможностями другие регионы.

— Что даёт такая известность?

— Дети едут к нам со всех концов России — из Санкт-Петербурга, Вологды, Екатеринбурга, Перми, Кирова, Сахалина, благо мы располагаем комфортабельными общежитиями для иногородних студентов. Они узнают о нас из прессы, по участию в конкурсах и соревнованиях, в том числе спортивных, из информации на лицейском сайте, который, к слову, одержал победу в Республиканском конкурсе «Лучший Интернет-сайт образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Коми».

Поступить к нам, скажу вам, непросто. Конкурс высокий, и он позволяет нам отсеивать абитуриентов, которые хотят поступить «куда баллов хватит».

Так что мы готовим высококлассных специалистов не только для различных отраслей республики Коми, но и для других регионов России.

— Ростислав Иванович, поделитесь планами лицея на будущее.

— Все последние годы мы потратили на то, чтобы создать ему добрую репутацию, комфортные условия, как для коллектива, так и для учащихся. И в планах у нас поддерживать высокую планку качества подготовки наших выпускников. А для этого продолжать работать по всем направлениям. Что касается целей, которые мы наметили на ближайшее время, то это:

— расширение участия работодателей в образовательном процессе;

— увеличение объёмов продукции учебно-производственных мастерских для социальных партнёров лицея и предприятий города;

— реализация компетентностного подхода, установление взаимосвязи академических знаний и практических умений;

— предоставление возможностей всем обучающимся школ осваивать профильное обучение и профессиональную подготовку на базе лицея;

— формирование системы целенаправленной работы с талантливой молодёжью;

— создание на базе лицея для подготовки и переподготовки работников в зависимости от сфер деятельности центра присвоения квалификаций;

— оптимизация процесса по выполнению строительных заказов для физических и юридических лиц г. Ухты посредством РСУ лицея;

— вхождение в Некоммерческое партнёрство «Объединение строителей Республики Коми» для получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Это позволит лицею участвовать в закупках для муниципальных и государственных нужд и выполнять ремонтно-строительные работы на территории города, Республики Коми и Российской Федерации

Хочется верить, что всё задуманное удастся выполнить в намеченные сроки, чтобы затем поставить перед собой новые задачи. Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства, ведь квалифицированная подготовка рабочих способствует развитию экономики, как в республике, так и в России в целом. А существующий экономический кризис диктует необходимость создания образовательного пространства нового образца. Поэтому у нас есть к чему стремиться и чего добиваться.