Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Республика Бурятия: инновационное образование №1(5), 2010 год

Татьяна Тебенихина

В рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в Республике Бурятия удалось институционально закрепить и внедрить механизмы, которые привели к позитивным результатам. Одним из проектов, реализуемых в республике и способных претендовать на внедрение в других регионах, является проект КОЭРСО.

— Алдар Валерьевич, как начинался проект? Расскажите о нём.

— Проект был инициирован Институтом проблем образовательной политики «Эврика». В начале 2009 года вышло Постановление Правительства РБ «О создании в Республике Бурятия экспертно-информационной системы КОЭРСО». В состав Межведомственной группы, кроме министерства образования, вошли другие региональные ведомства: Минэкономики РБ, Минсоцзащиты РБ, Минздрав РБ, Минсельхоз РБ, Минкультуры РБ, МВД и др.

— Как действует система?

— Система комплексной оценки эффективности региональной системы образования функционирует через сеть Интернет и предоставляет большие функциональные возможности онлайновой методики сбора данных по индикаторам и показателям. Разработан и запущен интернет-сайт: www.e-orbis.ru. Проект — шаг по направлению к «оцифровке» процессов управления, мониторинга и школьной отчётности.

На основе экспертного подхода разработан перечень индикаторов и показателей по направлениям. Все районы и школы республики доступны на карте, через которую открывается страница любого района. На главной странице сайта представлены публичные индикаторы развития образования по экономическим, политическим, социальным показателям. По сути, система позволяет целостно оценить изменения в образовании.

— Какие показатели системы являются ключевыми?

— В числе трёх интегральных показателей наиболее интересен показатель «Ценность человеческого капитала», который учитывает социальные вопросы — изменение уровня жизни людей, состояние их здоровья, занятость, качество образования, конкурентоспособность на рынке труда, безопасность, социальное благополучие. Автоматически рассчитывается взаимосвязь интегрального показателя и направлений оценки качества по образовательному, индивидуально-социальному, экономико-политическому направлениям.

Включение социально-экономических показателей развития региона в программу мониторинга качества образования обусловлено тем, что качество образования является одним из существенных факторов социально-экономического развития региона. В настоящее время список интегральных показателей расширяется.

— Если посетитель сайта заинтересуется конкретной школой, может ли он получить нужные данные?

— На сайте есть информация по каждому общеобразовательному учреждению. Можно выбрать любую школу и ознакомиться с её публичным отчётом, узнать о кадровом составе, об экономике учреждения, динамике и планах развития, узнать рейтинг учреждения.

Внедрённая система помогает делать верные прогнозы в области развития образования. В рамках КОЭРСО внедряется проект «Становление системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов и школ», который позволит распределять финансовые средства по результатам деятельности.

— Модернизация образования требует осторожного и взвешенного подхода. Создан ли авторитетный орган, который производит экспертную оценку альтернатив?

— Действительно, современный этап развития образования требует привлечения к разработке модернизационных процессов и их анализу представителей экспертного сообщества, которые зачастую предъявляют несколько альтернативных или даже противоположных друг другу экспертных позиций.

Необходим механизм, позволяющий проявлять, обобщать и анализировать большой массив существующих экспертных позиций по различным вопросам модернизации системы образования. Такой механизм даст возможность вырабатывать взвешенные, наиболее эффективные и реализуемые на местах решения. На его разработку и направлен совместный с ИПОП «Эврика» проект «Межмуниципальные экспертные конференции».

Это конференции в режиме оnline, которые объединяют до 500 экспертов из разных муниципальных образований республики. Экспертные мнения вырабатываются и озвучиваются в разных формах на различных мероприятиях: в панельных дискуссиях, работе в группах, в виде лекций и т.д.

Проект предусматривает автоматизированную систему интегрирования экспертных позиций. Позиция каждого эксперта, участвующего в конференции, учитывается, поступает в систему, где происходит кластеризация всех полученных данных и их математическая обработка. По результатам готовится аналитический отчёт.

— Алдар Валерьевич, каковы в целом результаты реализации комплексного проекта модернизации образования в вашем регионе?

— Возросла роль общественности в управлении образованием, что принципиально важно для дальнейшего развития. Формируется нормативно-правовая база, закрепляющая государственно-общественный характер управления образованием: в 2010 году будет утверждён проект республиканского закона «О государственно-общественном управлении и публичной отчётности в системе образования республики Бурятия». Определены ключевые задачи, в ходе реализации которых должен состояться выход проблематики развития образования за границы ведомственного подхода, и наоборот: обращение к образованию со стороны других сфер, в интересах составления общего «технического задания на развитие».

— Какие приоритетные задачи предстоит решать Министерству в ближайшем будущем?

— Задач много. Одна из них — обеспечить доступность качественного образования для всех школьников, не зависимо от места проживания — будь то город или небольшое отдалённое село. Как обеспечить современное качество образования для сельских детей? К примеру, Еравнинский район не отличается от других районов особым расположением или благоприятной демографической ситуацией. Большая протяжённость района, дефицит муниципального бюджета и рост затрат на одного обучающегося накладывают отпечаток на состояние системы образования. Это заставляет искать пути интенсификации учебного процесса.

Наряду с множеством трудностей, у малокомплектных школ есть и свои преимущества, правильное использование которых позволит организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс. Учащиеся школы представляют собой небольшой разновозрастный коллектив, где создаются благоприятные возможности для воспитания старшими младших. С учётом этой специфики и разработана экспериментальная программа развития сельской образовательной сети «Найдал» Еравнинского района. Как многофункциональный ресурсный центр, сеть включает и очно-дистанционную школу, и центр повышения квалификации, и локальные экспериментальные площадки. Объединяя ресурсы (организационные, кадровые, материально-технические, финансовые и др.), консолидируя усилия в целях оказания более качественных образовательных услуг, сеть поможет стать жизнеспособными и конкурентными малым сельским школам. В марте 2010 года на фестивале инновационных идей и проектов учителей, мы провели общественно-профессиональную экспертизу деятельности этой сети и надеемся, что подобные инновационные технологии позволят обеспечить не только качество образования, но и сохранить в целом инфраструктуру многих сёл.

Очевидно, что малокомплектным школам нужен многопрофильный учитель. Подготовка таких учителей позволит решить не только кадровые вопросы, но и экономические. В направлении разработки мер по реформированию базового образования молодых учителей работает Бурятский республиканский педагогический колледж.

— Чем примечателен был для региональной системы образования 2009 год и какие значимые события происходят или планируются на год текущий?

— Прошедший год примечателен тем, что на обсуждение промежуточных итогов модернизации образования Бурятия пригласила практически всю страну. Байкальский образовательный форум показал: республиканская система образования в России ассоциируется с инновационными подходами, смелыми наработками и очень талантливой молодёжью. Ученик одной из школ столицы нашей республики Яков Кононов стал победителем международной олимпиады. В этом году одиннадцатиклассница г. Улан-Удэ Долгор Буянтуева победила в конкурсе и будет представлять республику на саммите «Юношеской восьмёрки» в Канаде. Нынешним летом мы также проводим у себя образовательный форум. Надеемся, что и этот год станет для нас плодотворным, особенно в плане повышения престижности педагогического труда.