Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Лицей милиции при ГУВД по Пермскому краю: становление личности №1(5), 2010 год

Наталья Кириллова

Молодой человек с активной гражданской позицией, мотивированный к служению Отечеству на гражданском поприще и в правоохранительной сфере, — таков образ выпускника лицея милиции при ГУВД по Пермскому краю им. Героя России Фёдора Кузьмина. В 2007 году лицей милиции стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные проекты (в рамках ПНП «Образование»). О том, чем живёт лицей сегодня, рассказывает его начальник, подполковник милиции, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании». Сергей Каменев.

— Сергей Викторович, у лицея, как и у прочих образовательных учреждений, есть свои приоритеты в работе. В чём они заключаются?

— У нас в лицее нет «незаметных», «незначимых» детей: каждый из учащихся ценен личностными качествами, умениями, проявлениями. В лицее созданы все условия для развития самых разных способностей наших учеников: интеллектуальных, физических, творческих, музыкальных, организаторских… Как правило, подросток пробует себя в разных направлениях и отдаёт предпочтение сразу нескольким видам деятельности. Задача педагога — помочь ему в этом выборе.

Только через преодоление себя, своих слабостей, страхов, комплексов формируется в человеке самостоятельность и ответственность. Решая задачи взросления подростков, учим их видеть цель, планировать свою деятельность, работать как самостоятельно, так и в паре, группе и, конечно, анализировать результат. Все эти навыки являются фундаментом современной компетентной личности.

Учиться в лицее непросто. Среди требований — соблюдение распорядка дня, дисциплина, субординация, ношение установленной формы одежды, несение службы, 12-километровые учебно-тренировочные марши, зимние учебно-полевые выходы. Это и есть романтика учебных будней, которая формирует мужской характер, привычку отвечать за себя и оказывать помощь товарищу. Она утверждает лицеистов в правильности выбора будущей профессии.

— Стержнем любого образовательного учреждения является преподавательский состав. Расскажите немного о коллективе и о том, какие задачи поставлены перед ним.

— Преподавательский состав — наша гордость, 53% его — офицеры, 60% учителей имеют высшую и первую квалификационную категории, четыре — победители конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», четыре — Заслуженные учителя РФ. Наши педагоги объединены общей целью — способствовать формированию и развитию личностных и профессиональных качеств учащихся, готовить их к самоопределению, обеспечивать успешную социальную адаптацию. «Создай благоприятную среду — и личность разовьётся», — педагогическое кредо командно-преподавательского коллектива лицея. (Сказанное напрямую относится и к самому руководителю. По словам коллег, С.В. Каменев — энергичный, решительный человек, магнетически притягивающий к себе людей, умеющий заряжать идеей, настроением. Он нетерпим к лени и высокомерию, но умеет прощать ошибки, мотивирует каждого из своих заместителей на результативную деятельность школы. Высок рейтинг начальника и среди учащихся: Сергей Викторович способен понять, помочь в осмыслении и решении многих проблем. Он воздействует силой убеждения, точностью приводимых аргументов, потому что хорошо знает индивидуальные особенности подростков. Старший наставник ведёт за собой, увлекая личным примером служения своему делу. Его индивидуальная работа с воспитанниками и сотрудниками помогает им найти способ поменяться к лучшему. Выступление, консилиум, беседа, задушевный круг — диапазон воспитательного воздействия Каменева необычайно широк. И, самое главное,— он сам умеет учиться у тех, с кем общается. — Ред.)

Согласитесь, во много раз тяжелее достичь цели, если ты одинок, эмоционально угнетён, если тебе некомфортно в коллективе. Совместный поиск путей выхода из ситуации, открытая оценка событию, поступку, индивидуальная работа психолога, включение разных детей в общую деятельность, участие в трудных «мужских» делах и многие другие формы работы помогают нам формировать благоприятные межличностные отношения — «лицейское братство», которое сохраняется между выпускниками лицея на многие годы. Так, 94% выпускников 1997—1999 годов продолжают общаться со своими однокурсниками.

У нас сложилась эффективная система интеграции основного и профильного образования. Проходя специализированную практику в отделах внутренних дел, учащиеся девятых и десятых классов знакомятся с особенностями правоохранительной службы, утверждаются в профессиональном выборе и, безусловно, в лицейском образе жизни, о котором уже говорилось. Это пробуждает в воспитаннике любознательность, активность, развивает самостоятельность, формирует привычку к порядку, дисциплине — важным составляющим нашей работы.

— Сергей Викторович, каким, по вашему мнению, быть учебному заведению дальше?

— Возможен перевод лицея в статус суворовского военного училища, так как в уставной деятельности мы руководствуемся Законом об образовании и Положением о суворовских военных училищах и кадетских корпусах. Но это будет реорганизация скорее не по сути, а по форме. Приоритетной задачей останется воспитание личности. А статус суворовского училища для нас благоприятен: благодаря централизованному финансированию появится возможность планово модернизировать материальную базу и учебное оборудование, расходы на содержание учащихся будут приведены в соответствие с нормами.

Качественные преобразования для лицея милиции — это естественный и планомерный процесс. Никакие нововведения не могут быть приняты, если они наносят ущерб развитию подростков, их нравственному, эмоциональному и физическому здоровью. Гармоничное сочетание инновационных технологий, принципов здоровьесбережения, повышенное внимание к организации воспитательно-образовательного процесса позволяют лицею оставаться привлекательным и для детей, и для их родителей. Умение административно-управленческого аппарата организовывать слаженную деятельность коллектива вокруг главной цели — формирования гражданина, желание обеспечить достойное вхождение выпускников в социум — делают общеобразовательное учреждение необходимым, значимым, актуальным.

— Каков контингент учащихся лицея? Как складывается ситуация с трудоустройством выпускников?

— Наше учебное заведение, дающее качественное образование и располагающее возможностью принять для круглосуточного проживания 320 учеников, востребовано среди жителей Пермского края. К нам приезжают дети из самых отдалённых его уголков. После прохождения учебного курса с седьмого по одиннадцатый класс они имеют возможность определиться со стратегией дальнейшей учёбы. Отбор абитуриентов проходит по месту жительства будущих лицеистов — через отдел или управление внутренних дел поселения. Зачисление — по завершению учебных сборов абитуриентов в лицее. Ребёнок, познакомившись с условиями и требованиями распорядка, утверждается в выборе учебного заведения или, наоборот, отказывается от дальнейшей учёбы. Наш опыт доказывает: именно в подростковом периоде мальчики стремятся «оторваться» от родительской опеки, мечтают о самостоятельности, постижении нового, более трудного. Педагоги лицея, опираясь на возрастные особенности, создают оптимальные условия для формирования нравственных качеств личности, помогают осуществлять «самостроительство» личности. Повторюсь, в лицее нет «незаметных», «незначимых» детей, каждый из лицеистов имеет способности. Это доказано уже тринадцатью выпусками! Получив аттестат о среднем образовании и выдержав конкурс на общих основаниях, выпускники лицея продолжают учёбу в вузах и ссузах по собственному выбору. 84% выпускников получают образование по профилю лицея: на юридических факультетах вузов Перми и России, в учебных заведениях системы МВД. В 2009 году 86,7% выпускников поступили в вузы, 12,2% — в ссузы. Более 300 специалистов — выпускников лицея работают сегодня в органах правопорядка, в «силовых» структурах Пермского края, они удостоены высоких званий и наград за доблестное служение Отчизне. Веление времени и наша цель — укреплять правоохранительную систему достойными кадрами, мотивированными на честный и благородный труд.