Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Заинский политехнический колледж: учебное заведение нового типа №4(4), 2009 год

Александра Аликова

История ГОУ СПО «Заинский политехнический колледж» — это пример уверенного движения вперёд и плодотворного поиска своего места в многоплановой панораме учебных учреждений новейшей России. Чёткая цель: стать учебным заведением нового типа и взвешенная стратегия её достижения позволили колледжу за короткий срок превратиться в передовой центр не только республиканского, но и российского образования. Уже семь лет руководит колледжем Николай Воропаев. В 1978 году он окончил физико-технический факультет Ростовского педагогического института, но не планировал связывать свою жизнь с педагогикой, стремился больше заниматься техническими вопросами. Однако практически сразу после окончания вуза жизнь распорядилась по-другому, и Николай Николаевич начал работать в учебном заведении, почти сразу ставшим для него родным, где прошёл все ступени карьерной лестницы.

— Николай Николаевич, расскажите, какие этапы прошло учебное заведение в своём развитии, какие основные вехи его истории способствовали достижению столь высокого уровня?

— Наше учебное заведение создано в 1972 году как ПТУ № 32, позднее оно было реорганизовано в СПТУ, затем — в агротехнический лицей, в Профессиональный лицей № 98, а 5 ноября 2008 года обрело свой нынешний статус политехнического колледжа. В течение трёх лет мы шли к этому событию и приложили для этого много сил. По результатам фронтальной проверки в 2008 году нашему лицею было рекомендовано перейти на более высокий уровень, так как по всем показателям он был готов стать учебным заведением нового типа. Столь значимому преобразованию способствовало слияние с СПТУ № 60 и СПТУ № 98, обучающими ребят городским и сельскохозяйственным специальностям, а так-же с Заинским машиностроительным техникумом. Благодаря этому процессу значительно расширился спектр предлагаемых профессий: и строительные, и сельскохозяйственные, и машиностроительные, и связанные с энергетикой.

— Какие специальности могут получить студенты в Заинском политехническом колледже сегодня?

— Сегодня в задачи колледжа входит воспитание кадров для крупнейших промышленных и сельскохозяйственных предприятий города и района. В нашем учебном заведении действует система двухуровневого обучения — по программам НПО и по программам СПО. Студент имеет возможность за пять лет пребывания в нашем ссузе получить два диплома. На отделении НПО мы готовим трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, водителей категорий В, С, электромонтёров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, поваровкондитеров, сварщиков, коммерсантов торговли, станочников (металлообработка), операторов ЭВМ, штукатуров-маляров. Подготовку по программам СПО осуществляем по следующим направлениям: «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования», «Организация и обслуживание в общественном питании», «Механизация в сельском хозяйстве», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Экономика и бухгалтерский учёт». Также в колледже предусмотрено обучение на хозрасчётном отделении: здесь можно получить рабочую профессию водителя категорий В, С, тракториста-машиниста, токаря, сварщика ручной сварки, оператора ЭВМ, повара, продавца широкого профиля.

— Как складывается судьба выпускника колледжа?

— Направлений подготовки в нашем колледже много, но их многообразие обусловлено требованиями сегодняшнего рынка труда. Все наши выпускники трудоустроены. Стоит особо отметить, что около 85% выпускников работают по специальности. Часть ребят продолжают обучение в вузах, часть идут в армию.

— В прошлом году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» колледж выиграл грант. Что дало вам участие в конкурсах нацпроекта?

— Для участия в конкурсе мы представили два направления: сельское хозяйство и машиностроение. При подготовке документации мы так сформулировали тематику: создание многопрофильного учебного заведения с двухуровневой системой подготовки кадров (НПО-СПО) для высокотехнологичных отраслей. Заключение долгосрочных договоров с нашими стратегическими партнёрами — ООО «КамАЗ-Автотехника» и ЗАО «Агросила-ГРУПП» — позволило приобрести новую технику, диагностическое оборудование, современные станки и интерактивные тренажёры, сварочное оборудование, автомобильные тренажёры. Мы оборудовали класс ПДД — он полностью компьютеризирован. Закуплены и установлены лаборатории СAD-СAM по работе с токарными и фрезерными станками, а также лаборатория черчения.

По гранту получено 63,8 млн рублей. Первое, что мы сделали, — обратили наш взгляд на разработку новых методик преподавания и повышение квалификации наших педагогов. Все сотрудники прошли курсы повышения квалификации разных уровней. Наши преподаватели обучались в Самаре, Санкт-Петербурге, приобретали опыт в Финляндии, Австрии, Германии, Голландии. В течение года на 12% увеличилось количество преподавателей первой и высшей квалификационных категорий. Мы стараемся перенимать наиболее перспективные инновации, делаем ставку на модульное обучение в связи с переходом на новые стандарты.

Второе, на что было обращено наше внимание, — это дальнейшее укрепление материальнотехнической базы колледжа. Не секрет, что сегодня владение информационными технологиями является необходимым качеством специалиста любого профиля. Мы активно внедряем ИТ в образовательный процесс: закуплено интерактивное тренажёрное оборудование, создана локальная сеть, во всех учебных классах и лабораториях установлены интерактивные доски (14) и мультимедийные проекторы, современное программное обеспечение позволяет пользоваться базами библиотеки и просматривать необходимую документацию без временных задержек. Мы оборудовали лингафонные кабинеты. Обновили компьютерную базу, оснастили все лаборатории современной техникой. Сегодня у нас четыре полноценных кабинета ИТ. В рамках национального проекта «Образование» было закуплено более 100 единиц компьютерной техники, в том числе и ноутбуки.

Все наши достижения формируют имидж успешного учебного заведения, поэтому наш ссуз пользуется популярностью среди абитуриентов. В этом году мы выпустили 240 человек. Набор же составил 270 человек вместо 235 запланированных. Спрос на наши образовательные услуги возрос. Отчасти этому способствует и проводимая нами предпрофильная подготовка школьников: мы приглашаем ребят к нам в колледж и показываем им наши возможности и перспективы.

— Николай Николаевич, такой внушительный список достижений — это, безусловно, заслуга коллектива колледжа. Расскажите о своих сотрудниках.

— Коллектив колледжа составляет 65 человек: 42 преподавателя и 23 мастера производственного обучения. Тринадцать педагогов имеют высшую квалификационную категорию, четырнадцать — первую, также высшую и первую категорию имеют 52% мастеров производственного обучения. Три преподавателя удостоены отраслевых наград российского уровня, семь человек — отраслевых наград республики.

Отдельно хотелось бы отметить сотрудников, вложивших максимум усилий в работу над грантом. Это, в частности, заместитель директора по учебно-производственной работе Михаил Тимофеев, заместитель директора по учебновоспитательной работе Василя Исрафилова, методист Елена Ахметвалеева, старший мастер Райхан Шигапов, педагоги Галина Столярова, Эльвира Ашрафуллина, Равиль Аглямов, Валентина Попова, Рамиля Вандык, Ольга Кузнецова, Рустем Мухаметов, Светлана Чухонцева. Всех, пожалуй, и не перечислю: каждый преподаватель вложил лепту в общее дело. Хочу сказать, что все члены нашего коллектива освоили новые технологии и активно делятся опытом с коллегами. Недавно по обмену опытом к нам приезжала делегация преподавателей из Кабардино-Балкарии. Гости были приятно удивлены и признали, что для них наши достижения — это завтрашний день. В любом случае, мы готовы к диалогу, готовы делиться нашим опытом и нашими достижениями. Для этого есть и силы, и средства, и желание.