Профессиональная подготовка: перспективы партнёрства №4(4), 2009 год
Именно профессиональная подготовка, партнёрство и его перспективы играют, на наш взгляд, главную роль в возрождении и дальнейшем укреплении профобразования в нашем государстве. Важность этих понятий мы раскроем на примере организации профподготовки в Калужском колледже информационных технологий и управления.
Пожалуй, нет такого руководителя учебного учреждения, который бы не сталкивался с огромным количеством прогнозов потребности в его выпускниках, статистических данных, запрашиваемые также большим количеством государственных и негосударственных организаций. В некоторых случаях запрашиваемые данные просто абсурдны. В докризисный период в Калужской области ни одно предприятие не могло точно сказать, сколько и каких специалистов ему необходимо для трудоустройства в следующем году, не говоря о прогнозе на три и более лет. Ни одно предприятие не заключало договоры с учреждениями на прохождение практики для студентов на три года. Ни од-, но предприятие не сотрудничало с учреждениями в период набора. Однако связь учебных учреждений с производством всё-таки не потеряна. Хорошим примером может служить организация партнёрских связей между нашим колледжем и «Фольксваген Груп Рус», функционирующем на рынке Калужской области с 2007 года. Проведя анализ рынка труда региона, руководство предприятия сосредоточило работу в первую очередь на обеспечении первичной потребности в рабочих кадрах, подготовило прогноз на текущую потребность и в настоящий момент готовит информацию о востребованности в специалистах начального и среднего звена в ближайшие 2–3 года.
В нашем колледже уже два года успешно функционирует учебный центр для подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности Калужской области. Учебный центр обладает уникальным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием. Некоторое оборудование не имеет аналогов в подобных учебных центрах Западной Европы.
В настоящий момент центр подготовил более 2000 специалистов для «Фольксваген Груп Рус»; с ноября текущего года начинается подготовка специалистов для предприятия «Пежо-Ситроен», также осуществляющего свою деятельность на калужской земле.
Уникальное оборудование и квалифицированный персонал позволяют вести профессиональную подготовку специалистов по направлениям: электросварщик ручной сварки; слесарь по ремонту автомобилей; электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Благодаря реализации инновационной образовательной программы «Оптимизация процесса подготовки рабочих кадров для предприятий автомобильной промышленности Калужской области как результат внедрения современных образовательных технологий» этот спектр в ближайшее время пополнят ещё два направления: оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок; оператор станков с программным управлением.
Данный пример сотрудничества позволил и отечественным предприятиям региона обратить внимание на наше учреждение, его базу и персонал. Некоторые из них уже готовы рассмотреть конкретные варианты совместной работы, связанной с профессиональной подготовкой кадров. Таким образом, обеспечив начальную и текущую потребности в специалистах, предприятие поддерживает учреждение. Если уровень подготовки удовлетворяет предприятие, то могут рассматриваться варианты подготовки целых групп учащихся и (или) студентов по востребованным профессиям и специальностям. В этом случае учреждение и предприятие становятся партнёрами. А это уже то, что мы называем перспективой.
Вот почему на данном этапе деятельности учреждений профессионального образования важна связь со стратегическими партнёрами и инициатива. Нам никогда не было легко. Мы всегда были вынуждены жить и выживать по ситуации. В тех же условиях сейчас и производство. Проблема лишь в том, что мы зачастую боимся или не хотим предложить свои услуги, а предприятия надеются, что кризис завтра закончится, и трудности ликвидируются сами собой.