Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Учитель, воспитай ученика №3(3), 2009 год

Татьяна Тебенихина

Для многих поколений выпускников МАДИ стал дорогой сердцу alma mater, воспитавшей их высокими профессионалами и интеллектуалами. Одно неразрывно связано с другим, ведь задача Учителей — зажечь в каждом студенте искру творчества.

Земляк Ломоносова

Едва подходишь к фундаментальному, в стиле советского классицизма, зданию МАДИ на Ленинградском проспекте, невольно останавливаешься перед воплощённым в бронзе человеком, в лице которого угадываются ум, лёгкая ирония, доброжелательность. И словно предваряя вопрос, на постаменте начертано крупно и размашисто: «Учитель». Слово это здесь, в стенах технического университета, произносится с особым почтением, в котором угадывается почётная заглавная буква.

В ректоре, Вячеславе Михайловиче Приходько, удивительно органично сочетаются качества большого учёного, изобретателя автомобильных ноу-хау с мировым именем, и вечно молодого студента, умеющего мечтать и стремиться к преодолениям, на первый взгляд, невозможного.

— Люблю чувство полёта. — Вячеслав Михайлович улыбается, и словно луч солнца пробегает по лицу. — Вчера вышел на берег озера, там неподалёку моя дача стоит, запрокинул голову —, а высоко в небе дельтаплан парит, как птица. Легко, свободно, широко… Я себе и говорю: «Эх, где твои, Приходько, годы молодые?»

Личность ректора и его путь в науку во многом характеризуют этот удивительный мир, который сложился в автодорожном институте. Правда, теперь он называется техническим университетом, но вся страна привыкла к узнаваемой ещё по КВНам аббревиатуре — МАДИ.

— Я приехал в Москву из Архангельской области, из посёлка Пуксо-озеро. Это моя малая родина. Так что мы с Михайло Ломоносовым — земляки, — с лёгкой иронией замечает Вячеслав Михайлович. — Какие в нашей поселковой школе были в то время учителя! Я не раз становился победителем и призёром районных и областных олимпиад по математике, физике. А наша Архангельская губерния обширна — тут вам Франция и Испания, если соединить. Школу окончил в 1966-м, с серебряной медалью. С детства бредил автомобилями. Знал, что сильные институты автодорожныеесть в Харькове, Киеве да в Москве. Денег хватило добраться до столицы — этим и объяснялся мой выбор, ставший счастливым. После института была аспирантура. Я всегда видел себя исследователем. Мечтал заниматься испытанием автомобилей, проектировать спортивные авто. Но учёба внесла коррективы. На втором курсе моим преподавателем и научным руководителем по технологии конструкционных материалов стал Александр Петрович Панов. Удивительно привлекательный человек. Импонировали его доброжелательность, интеллигентность, мягкая ироничность. Учитель привил мне любовь к ультразвуку, что позволило в дальнейшем стать специалистом в области технологии обработки металлов с применением электрофизических методов. Этому посвятил всю свою научную деятельность, подготовил более 350 публикаций, получил 35 авторских свидетельств на изобретения. Исследуя особенности воздействия ультразвука на поверхность деталей, оказался близок к нанотехнологиям, которые так востребованы сегодня.

Параллельно с научной деятельностью Вячеслав Приходько проходил становление как организатор высшей школы. В 1983 году он стал одним из самых молодых проректоров среди московских вузов. В 2001 году учёного избрали на пост ректора.

Тяжела ты, шапка Мономаха

Вот так и сложилось, что в юности Вячеслав Приходько мечтал стать автомобилистом, а стал известным технологом, членом-корреспондентом РАН, лауреатом Премии Правительства в области науки и техники (2008) за создание и разработку нового оборудования с использованием ультразвуковых колебаний.

— На мой взгляд, бессмысленно заниматься чистой наукой, если она не востребована производством, — убедительно говорит Вячеслав Михайлович. — Помнится, только поступил в аспирантуру, сразу же махнул на Ярославский завод топливной аппаратуры. Месяцы проводил в цехах, внедряя технические разработки. С тех пор вот уж без малого сорок лет внедрения следуют одно за другим практически ежегодно. И сегодня наши технологии применяются в производстве, несмотря на трудности, которые переживает отечественный автопром. Наша задача — поднять в России автомобилестроение на тот уровень, который соответствует уважающему себя государству.

Разговаривая с ректором, я нет-нет да и бросаю взгляд через плечо собеседника на оживлённую магистраль, которая видна из окон кабинета. По Ленинградскому проспекту змеится бесконечная в час пик полоса машин. Среди холёных мерседесов, ауди, тойот, лексусов серенькими незаметными мышками прошмыгивают наши лады и жигулёнки.

— Мы обязательно поднимем отечественный автопром, — словно перехватив взгляд, пообещал Вячеслав Михайлович. — Какие интересные задачи стоят перед сегодняшними студентами! Нужно создавать современные конкурентоспособные машины, правильно их эксплуатировать, обслуживать, диагностировать. Мы в институте готовим людей, которые организуют грамотную и безотказную работу техники.

Нынешняя молодёжь взвешенно-прагматична. Она выбирает те профессии, которые гарантируют стопроцентное трудоустройство и приличный доход. Что ж, автотранспортная отрасль всегда была и будет востребована.

— Наша идеология подготовки специалистов — сочетание теории с практикой, — продолжает ректор. — Пошли по пути создания совместных предприятий. Одним махом убиваем нескольких зайцев. Во-первых, при помощи партнёров, владельцев автомобильных брендов, оснащаем наши мастерские суперсовременными диагностическими стендами. Во-вторых, учим студентов и, наконец, даём им прилично заработать. Такие центры практического обучения созданы «в соавторстве» с брендовыми автогигантами: «Тойотой», «Мерседесом», «Судзуки», «Ауди», «Фольксвагеном» и так далее. В научно-практических лабораториях проводятся все виды работ — ремонт, диагностика. Перед фирмами-партнёрами поставлены жёсткие условия: они не имеют права заниматься чистой коммерцией, а обязаны обеспечить в первую очередь студентов самостоятельной практикой. Опыт ведущих автостроительных гигантов, интеграция науки и практики помогают нам готовить настоящих профи.

Однако задача эта нынче непростая, хотя бы потому, что, по наблюдениям преподавателей вузов, начинает снижаться уровень образованности молодёжи. Это становится очевидным уже после первой сессии. В МАДИ очень хорошая служба практической психологии, которая проводит постоянный мониторинг профессионального становления студентов, начиная с первого курса. Результаты удивительные. В студенческой песенке допотопных времён поётся: «От сессии до сессии живут студенты весело»… Так вот, здесь, в МАДИ, они живут полноценной и гармоничной жизнью, не только весело, но и дотягиваясь до той высокой интеллектуальной планки, которую определили раз и навсегда профессора и доценты.

— В прошлом году мы впервые принимали абитуриентов по результатам ЕГЭ. Меня как ректора ЕГЭ не совсем устраивает: качество подготовки первокурсников резко снижается. К сожалению, мы лишаемся стройной системы профориентации, которая была выстроена десятилетиями, — с тревогой говорит профессор Приходько. — Мы всегда работали с десятками школ, профессиональных училищ, техникумов, отбирали лучших ребят, ориентировали их на наши специальности. На факультете довузовской подготовки преподаватели подтягивают абитуриентов, готовят к серьёзной учёбе. К сожалению, востребованность этой формы обучения резко упала из-за унифицированности ЕГЭ, а это не что иное, как натаскивание на правильное угадывание ответов. Я уверен, что надо поощрять учителей, которые ориентируют своих учеников на творчество, участие в олимпиадах.

Управляем с помощью… интеллекта

МАДИ — это целое государство. Только на дневное отделение технического университета ежегодно принимают более 1300 студентов. Крупнейший вуз России, ведущий научный и методический центр по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров и научных кадров в области строительства автомобильных дорог, мостов, аэродромов, эксплуатации и сервиса транспортной техники. Думаете, всё? Нет, к этим направлениям следует добавить специальности в сфере экономики и управления на транспорте и в строительстве и, конечно же, модную нынче «умную» логистику.

— Мне наши студенты нравятся. Это патриотично настроенные к своему университету ребята. — При этих словах в голосе ректора звучат особо тёплые нотки. — Наша задача — воспитать не только технически образованных, но и развитых в гуманитарной сфере людей. Мы готовим своих студентов по 27 специальностям, востребованных на рынке труда. Ни один из выпускников не зарегистрирован на бирже труда. Каждому гарантировано трудоустройство, да ещё с хорошим заработком. В названии института звучат ключевые слова: «автомобиль» и «дорога». Это настолько актуально, что притягивает молодых. Кстати, если в прошлом году конкурс в технические вузы упал на 15–20%, то у нас он вырос в полтора раза.

Оценили питомцев МАДИ зарубежные спецы. Немецкие, английские, голландские, австрийские фирмы присматриваются к студентам, приглашают их на работу. Сейчас немало ребят вторых — четвёртых курсов проходят практику не только в центральной Европе, но и в Скандинавии, где проявляют повышенный интерес к нашей молодёжи. Такие трудовые семестры подчас заканчиваются персональным приглашением с выгодными условиями. Что ж, это — форма признания. МАДИ готовит грамотных специалистов, способных усовершенствовать логистику, создать новую технику. Однако заветная мечта ректора — максимально приблизить то время, когда внутренний российский рынок труда станет привлекательным и доходным. Когда отечественный автопром расправит плечи, потому что туда придут новые грамотные поколения выпускников автодорожного технического университета.

МАДИ, впрочем, не только собственных студентов отпускает «на хлеба», но и принимает на практику школяров из некоторых европейских университетов, с которыми налажены партнёрские связи. Старый проверенный метод, давно оправдавший себя, — основа совместных научных проектов.

Скорую вызывали?

— У нас есть уникальные технологии, которые улучшают топливную экономичность машин, обеспечивают безопасность их работы с точки зрения экологии. Однако приобрести столь дорогостоящее оборудование небольшая фирма не в состоянии. Мы нашли выход из положения: укомплектовываем передвижную технологическую лабораторию и принимаем заказы на обслуживание автотранспортных предприятий.

Фундаментальные исследования последних лет, которые проводит научный коллектив университета, работают на экономичность и надёжность отечественных автомобилей.

— Наши разработки используются не только в автопроме, — заинтриговал меня ректор. — Пригодились они в оборонном комплексе, оказались полезны в авиации, в судостроении. И в механизмах подлодок есть наши узлы. Для координации научных работ, повышения качества их выполнения, создания условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в составе университета созданы научно-исследовательские институты: НИИ энергоэкологических проблем автотранспортного комплекса; НИИ механики и проблем качества; НИИ проблем автомобильного транспорта и так далее… В центре внимания учёных — надёжность машин и транспортных сооружений, диагностика, мониторинг состояния контроля и качества строительства.

Ещё одна грань личности Вячеслава Михайловича притягивает к нему собеседника — уверенный оптимизм прагматика. Он считает, что сегодняшний кризис, который муссируют и на бытовом, и на более высоком уровнях, можно использовать с пользой для хозяйства страны.

— В годы великой депрессии в западных странах активно строили автобаны, инвестируя в перспективную отрасль экономики. Дорога — это жизненно необходимая инфраструктура, это артерия, питающая организм. — Ректор уверенным жестом, ребром ладони, прокладывает виртуальную магистраль на своём рабочем столе. — Едешь по Германии, Австрии — и видишь, какая там высокая плотность дорог. Тем не менее постоянно ведётся дорожное строительство: улучшается покрытие, ставятся инерционные датчики. Это напрямую связано с безопасностью движения, так как позволяет осуществлять мониторинг потока машин и их скоростной режим. Наши студенты владеют этой темой, осваивают на занятиях особенности интеллектуальных транспортных информационных систем. В 2002 году мы создали специальную кафедру. В России для специалистов нашего профиля — непочатый край работы. Чего стоит один лишь факт: 50 тысяч населённых пунктов в стране не имеют постоянной доступности! Дорожное строительство — это громадные объёмы работ. Это занятость населения — отрасль поглощает до 16% трудовых ресурсов. То есть мы решаем не только технические, но и социальные задачи.

А пока новые и новейшие технологии студенты отрабатывают под руководством опытных педагогов не в виртуальных образах, а в реальном масштабе, на 40 гектарах полигона университета, который расположен в 34 километрах от Ленинградского шоссе. В собственности учебного заведения свой автопарк — не только легковушки, но и тяжёлая дорожно-строительная техника: автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры. О том, что лаборатории оснащены при помощи фирм-партнёров по последнему слову техники, мы уже говорили. Студенты имеют возможность проводить реальные испытания, пробуя «на кончиках пальцев» основы мастерства. Они учатся диагностировать технику, готовить её к эксплуатации.

Рукопожатие президента

Президент России обменялся с ректором МАДИ дружеским рукопожатием. А с королём Испании Хуаном Карлосом I Вячеслав Михайлович общался в неформальной обстановке. Но обо всём по порядку.

В начале марта этого года состоялся визит Дмитрия Медведева в Испанию, посвящённый укреплению гуманитарных и образовательных контактов между нашими государствами. Президента сопровождали ректоры 23 российских университетов. В составе делегации был и Вячеслав Приходько.

— В мире немало наших «агентов влияния», — шутит Вячеслав Михайлович. — Это выпускники МАДИ: граждане Кубы и некоторых стран Латинской Америки. Сегодня они занимают ключевые позиции в государственном управлении, образовании, экономике своих стран. Эти люди с огромной симпатией относятся к России, ведь здесь прошли годы их молодости, наполненные активной студенческой жизнью. На базе МАДИ десятилетия работала одна из лучших летних школ русского языка для иностранцев. На этой встрече ко мне подходили иностранцы. Они со слезами радости вспоминали, как учились в нашем институте. Это утвердило меня во мнении, что такие неформальные встречи очень полезны. Наши выпускники прежних лет, граждане зарубежных государств, — не просто носители русского языка. Они потенциальные деловые партнёры, готовые к взаимовыгодному сотрудничеству. К тому же не надо сбрасывать со счёта, что страны, говорящие на испанском, — динамично развивающиеся регионы, объединяющие треть мирового населения. Мы готовы объединять усилия науки, производства, бизнеса, чтобы выстраивать современную модель экономики.