Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Наша цель — подготовить достойную смену №3(3), 2009 год

Наталья Кириллова

Пензенский государственный политехнический колледж начал свою историю с машиностроительного техникума в 1942 году на основании приказа наркомата миномётного вооружения СССР. В 1956 году он переименован в приборостроительный — к этому времени в стране стали активно развиваться радиоэлектронная промышленность и приборостроение, и учебное заведение получило заказ на подготовку специалистов-приборостроителей. В начале 90-х техникум реорганизован в колледж, а с 2008 года, после прохождения аккредитации и при наличии широкого спектра технических специальностей, по которым здесь осуществляется подготовка, обрёл статус политехнического колледжа.

Пензенский политехнический колледж осуществляет подготовку специалистов (базового и повышенного уровня) по следующим специальностям: «Технология машиностроения», «Вычислительные машины, комплексы, сети и системы», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных систем», «Прикладная информатика в экономике», «Информационная безопасность», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Стандартизация и сертификация продукции».

Руководство колледжа даже в экономически нестабильные времена не стремилось к открытию привлекательных в коммерческом отношении специальностей, отдавая отчёт в том, что невозможно добиться высокого качества образования, не имея хорошей учебно-материальной и дидактической базы, формирующей в процессе обучения новые профессиональные компетенции, а также высококвалифицированного кадрового персонала, способного преподавать новые дисциплины.

В 2001 году учебное заведение возглавил Евгений Белоусов, взявший за основу работы колледжа сочетание опыта с молодостью, энергией и задором. Как показало время, это решение было правильным. Изменилась структура ссуза, произошли качественные изменения в учебном процессе, выделили научно-методическую часть работы из общего образовательного процесса — ведь, по мнению Евгения Фёдоровича, о достойной и качественной подготовке специалистов, которые завтра займут наши рабочие места, можно серьёзно говорить лишь тогда, когда в обучение активно внедряются инновационные методики.

— Требования Рособрнадзора содержат нормативы для колледжа, согласно которым на сто человек учащихся в учебном заведении должно приходиться не менее шести компьютеров, у нас их 11,6, — рассказывает директор. — Это даёт нам в том числе и уверенность в своих силах, получается, что мы можем «потянуть» не только те специальности, которые преподаём в колледже, но и открыть ряд новых. Хорошая материальная база, самодостаточные, прекрасно оборудованные радио-электротехнические, механические мастерские, электромонтажные мастерские силового плана (220В и выше), великолепная лабораторная база позволяют достойно подготовить специалистов в соответствии с теми требованиями, которые выдвигаются современной жизнью. Мы сформировали оптимальную модель подготовки специалистов, востребованных работодателями Пензы и области, а также других регионов. Она заключается в том, чтобы студенты за 3–4 года обучения получили максимум практических знаний и навыков на нашей базе и базе социальных партнёров — работодателей. Наши выпускники, имеющие практические навыки, весьма востребованы у работодателей, производящих товарную продукцию. И здесь мы вплотную подошли к одной из проблем, очень актуальных сегодня для среднего профессионального образования.

— Вы имеете в виду бакалавриат?

— Именно! Сегодня бакалавров в течение четырёх лет готовит высшая школа, и за это время студенты проходят лишь одну производственную практику. А мы противопоставляем вузам за это же время обучения четыре-пять практик. В результате наших выпускников готовы взять на любое предприятие. В прошлом году из 298 выпускников нашего колледжа нетрудоустроенных было всего шесть человек. Я уверен, что к нашему профессиональному образованию, к нашей модели подготовки квалифицированных специалистов обязательно надо добавить вторую компоненту — высшее профобразование в сокращённые сроки. За эти несколько лет, что я возглавляю колледж, нам удалось с двумя вузами области — Пензенским государственным университетом и Пензенской государственной технологической академией — заключить договоры о непрерывности обучения для выпускников колледжа, желающих получить высшее образование. У нас уже не одна тысяча таких ребят, которые после колледжа продолжили непрерывное обучение, одновременно работая.

— В последнее десятилетие в профобразовании России про-изошли существенные изменения. В то же время некоторые объективные показатели указывают на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво. Профобразование не полностью пока восприняло требования современной экономики и новой хозяйственной модели, поэтому необходимы корректировка, уточнение направления реформирования и подготовки конкурентоспособных кадров.

— Согласен. Недаром задача приоритетного развития НПО и СПО определена президентом РФ ключевой. Такой приоритет определяется рядом причин. Первое — решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от качества профобразования. Второе — квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена — самый большой сегмент производственных сил нашего общества. Третье — наличие у молодёжи устойчивого стремления к обучению именно в колледжах, техникумах и училищах, где сохраняется полная возможность их раннего включения в профессиональную деятельность, приобретения базовых компетенций и социализации личности и её гражданской зрелости. Если сравнить «приобретения» выпускников школы после нескольких лет обучения в колледже и в вузе, то от нас через три года выходит грамотный, с определёнными практическими навыками специалист среднего звена. А третьекурсник вуза не имеет практического опыта и навыков, он ещё студент. В то время пока студент вуза находится на попечении государства, наш выпускник уже зарабатывает деньги. Разница ощутимая, согласитесь. По большому счёту, колледж экономит деньги государства. И ещё один аспект — армии нужны технически подготовленные солдаты. Мы активно сотрудничаем с военкоматами Пензы — учащимся последних курсов предлагается пройти специализацию, и после окончания ссуза они как целевики идут в ту конкретную военную часть, откуда на них была заявка. И наличие диплома здесь очень важно — ребята получают определённый статус и возможность служить по специальности.

— Чем ещё живет колледж?

— Колледж стоит сейчас в самом начале внедрения в образовательный процесс личностно-компетентностного подхода. Мы завершаем сочетание диалогового режима преподавания с информационно-технологическим. Ибо здесь должно быть разумное сочетание монополизма профессиональных знаний преподавателя с использованием информационных технологий, мультимедийных устройств, которые больше предназначены для самостоятельной подготовки студентов. Ещё, я считаю, надо активнее внедрять в творческий процесс научно-исследовательские аспекты, предпринимательскую деятельность. Так, три наших студента сделали проект мини-типографии для оказания типографских услуг студентам и населению города. В бизнес-план заложили стоимость оборудования, расходных материалов, рассчитали себестоимость и конкурентоспособность, рентабельность. Сейчас мы закупили оборудование, подбираем персонал, рассчитываем стоимость услуг. Скоро типография «Папирус» начнёт работу. В конце прошлого года мы решили раздвинуть диапазон социального партнёрства. Для этого колледж вступил в Пензенскую областную торгово-промышленную палату, количество её участников — свыше 300. Мы нашли порядка 30 потенциальных партнёров, с кем можно в дальнейшем выстроить деловые отношения. А в ближайших планах — создать у себя службу контроля качества. Возможно, на будущий год получим право на сертификацию. Предполагаем также открыть ряд новых специальностей, востребованных в регионе. Но это уже тема для другой беседы.