Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Время позитивных перемен №2(2), 2009 год

Анастасия Мешкова

Лев Николаевич, возглавляемое вами учреждение имеет богатую и интересную историю. А чем живёт университет сегодня? Расскажите о важных преобразованиях, произошедших за последний год.

— 2008 год стал для нас временем очень важных позитивных перемен, годом научных, практических и спортивных достижений. Университет практически без замечаний прошёл государственную аккредитацию, укрепились международные связи, была создана кафедра ЮНЕСКО. В этом же году произошёл качественный прорыв в научной работе: объём исследований, проводимых на базе университета, сегодня превышает нормативные показатели в 40 раз, а их качество позволяет нам всерьёз говорить о создании коммерческой науки, конкурентоспособной в мировом масштабе.

Безусловно, что перед университетом стоит широкий круг задач. А можно выделить приоритетные?

— На сегодняшний день основной задачей для нас является создание единого всероссийского центра гидрометеорологического образования, имеющего разветвлённую сеть региональных филиалов. Это позволит вести подготовку специалистов среднего и высшего звена в рамках единой системы при значительной экономии ресурсов. Но, к сожалению, этому мешают ведомственная разобщённость и бюрократические препоны. Сегодня система гидрометеорологического образования в России представлена шестью техникумами, относящимися к Росгидромету, и нашим университетом, находящимся в подчинении Минобрнауки. Мы заинтересованы в том, чтобы способные студенты продолжали обучение в университете по программе непрерывного образования техникум — вуз. Но для этого приходится открывать филиалы университета на базе действующих техникумов, и складывается абсурдная ситуация, когда на одной материально-технической базе параллельно, дублируя друг друга, функционируют два различных учреждения. Постановление Правительства РФ, предписывающее передачу техникумов в Министерство образования, было издано ещё в 2005 году, но ситуация до сих пор не разрешена. Я надеюсь, что в ближайшее время нам удастся найти решение этой задачи.

Одно из слагаемых успешной работы учреждения — это труд людей. Расскажите о сотрудниках университета, оцените их как специалистов.

— Лучше всего наш коллектив может быть охарактеризован словом «уникальный». Ведь здесь сосредоточены учёные с мировым именем, ведущие специалисты в области гидрометеорологии. Примерами могут служить профессоры Андрей Белоцерковский, Леонид Дивинский, Аркадий Догоновский, Виктор Коваленко, Александр Погорельцев, Анатолий Кузнецов, Николай Барышников, Анатолий Владимиров и др.

Метеорологи часто шутят, что их работой является предсказание будущего. А можете ли вы попытаться предсказать, каким будет вектор развития высшего образования в области гидрометеорологии?

— Приоритетами развития на ближайшие годы для нас станут объединение систем высшего и среднеспециального образования, переход к двухуровневой системе бакалавриат — магистрат и образовательным стандартам III поколения.

Помимо этого всё более важным направлением становится экология. Ведь не секрет, что 85% загрязнения окружающей среды происходит от элементарной неграмотности человека, и в этом смысле работа грамотных PR-специалистов, которых тоже готовят в университете, становится особенно необходимой в деле сохранения окружающей среды.

Историческая справка
В 1930 году в Москве на базе геофизического отделения физического факультета МГУ создан Московский гидрометеорологический институт, который после войны был переведён в Ленинград и переименован в Ленинградский гидрометеорологический институт. Это первое в мире высшее учебное заведение гидрометеорологического профиля.

В 1994 году институт получил международное признание. Соглашением между правительством РФ и Всемирной метеорологической организацией вузу был придан статус Регионального метеорологического учебного центра ВМО.

В 1998 году институт получил статус университета.

В 2005 году университет отпраздновал 75-летний юбилей.