Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Реализуем проект технопарка №2(2), 2009 год

Григорий Ковнир, директор колледжа

Подавляющее большинство образовательных учреждений СПО сегодня продолжает готовить специалистов «уходящей» экономики времён развитого социализма, далёких от реалий современного регионального рынка труда. Счастливыми исключениями являются учреждения СПО, расположенные в непосредственной близости от крупных научно-производственных объединений, производственных мощностей государственных корпораций, тех, что динамично развиваются, имеют устойчивый рынок сбыта продукции, полновесный профиль заказов и поэтому кровно заинтересованных в долгосрочной кадровой перспективе. Тем же, кому не повезло, остаётся только завидовать счастливчикам и напряжённо искать способы преодоления всё увеличивающегося разрыва между качеством образования, подтверждаемого выдаваемым дипломом, и растущими требованиями к компетенциям персонала, предъявляемыми работодателями региона.

Совершенно очевидно, что регионализация образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, изменение структуры госуправления в направлении гибкого сочетания федерального отраслевого и регионального управления в профессиональном учебном заведении.

При выработке федерально-региональной стратегии подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо создать механизм, с помощью которого подготовленный специалист может получить признание и быть востребованным в регионе. Таким механизмом, по нашему мнению, является модель федерально-региональной системы подготовки профессиональных кадров, основой которой является горизонтальная интеграция учебных заведений с построением вертикальной (многоуровневой) системы непрерывного профобразования. Основой её может стать федерально-региональный консорциум непрерывного профессионального образования (некоммерческое партнёрство), ориентированный в первую очередь на региональные нужды и потребности региона.

Консорциум представляет собой многоучредительство: госорганы и организации, предоставляющие образовательные услуги, деловой сектор, администрации всех уровней. Таким образом, формируется региональный рынок услуг профессионального образования.

Эта модель была реализована ещё десять лет назад в государственном колледже технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.

Выработка новых подходов к непрерывному профессиональному образованию посредством подготовки высококвалифицированных кадров способствует внедрению в экономическую, производственную и социальную практику новейших достижений науки, образования и высоких технологий. Подготовка профессиональных кадров в рыночных условиях требует нового подхода и к самому образовательному процессу. Лекционно-семинарская модель, реализуемая в образовании, уходит в прошлое. На смену ей приходит интерактивная, развивающая технология обучения с использованием телекоммуникационных сетей в едином образовательном пространстве. Идеология передачи «готовых знаний» сменяется идеологией формирования компетенций. На смену установке «научиться на всю жизнь» идёт объективная необходимость «учиться всю жизнь», так как только в этом случае можно быть востребованным специалистом в современном мире. На первое место в образовании выдвигается задача обучения современным технологиям организации самообучения и самообразования в течение всей жизни.

Горизонтальная интеграция профессиональных учебных заведений позволила создать собственные учебные научно-производственные базы с реальным производством. Однако сегодня и этого недостаточно. Дальнейшим развитием федерально-регионального аспекта деятельности профессионального образования, на наш взгляд, является создание технологичес-кого парка.

Технопарки, как известно, получили мировое признание и имеют собственную историю в нашей стране. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, более 60 технопарков номинально действуют в 35 её регионах.

Технопарк на базе колледжа — это региональный учебно-научно-производственный комплекс, состоящий из наукоёмких фирм, исследовательских лабораторий и экспериментальных производств, группирующихся вокруг крупного многопрофильного учебного заведения СПО. Учебное заведение среднего профессионального образования при этом объединяет деятельность предприятий сферы производства товаров и услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов и систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров в единый механизм. В основе такого механизма должен лежать принцип коммерциализации наукоёмких идей, предлагающих решение важных для региона проблем посредством создания и развития предприятий малых форм собственности. Основными видами деятельности образовательного учреждения СПО в таком случае будут: сопровождение проектов; консультационные услуги; обеспечение инфраструктурой; информационные услуги.

Территориальная интеграция образования, науки и производства, центром которой является учебное заведение среднего профессионального образования, позволит успешно реализовывать программы инновационного развития, предпочтительные для данного региона.

Получаемая в результате деятельности технопарка прибыль будет инвестироваться в дальнейшее развитие производства товаров и услуг, а также в образовательную и научно-исследовательскую деятельность образовательного учреждения. Причём НИРы учебного заведения в этом случае должны иметь в основном прикладной, региональный характер.

Стратегия развития технопарка направляется на расширение числа сфер деятельности образовательного учреждения профессионального образования как на рынке образовательных услуг, так и на рынках новых товаров и услуг, производство которых не связано с образовательной деятельностью.

Проект технопарка, которому посвящается эта ограниченная объёмом статья, является экспериментом, проводимым в ФГОУ СПО Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области в рамках Государственной программы модернизации российского образования на период до 2010 года. Разработанная в колледже интегрированная модель профессиональных образовательных структур позволяет включать рыночные механизмы привлечения внебюджетных средств в образовательный процесс, обеспечить взаимовыгодное взаимодействие между учебными заведениями и различными структурами рыночной экономики, что даёт возможность удовлетворять потребности регионального рынка в квалифицированных специалистах и рабочих высшей квалификации и способствует усилению социальной защиты молодёжи малых городов России.