Реализуем проект технопарка №2(2), 2009 год
Подавляющее большинство образовательных учреждений СПО сегодня продолжает готовить специалистов «уходящей» экономики времён развитого социализма, далёких от реалий современного регионального рынка труда. Счастливыми исключениями являются учреждения СПО, расположенные в непосредственной близости от крупных научно-производственных объединений, производственных мощностей государственных корпораций, тех, что динамично развиваются, имеют устойчивый рынок сбыта продукции, полновесный профиль заказов и поэтому кровно заинтересованных в долгосрочной кадровой перспективе. Тем же, кому не повезло, остаётся только завидовать счастливчикам и напряжённо искать способы преодоления всё увеличивающегося разрыва между качеством образования, подтверждаемого выдаваемым дипломом, и растущими требованиями к компетенциям персонала, предъявляемыми работодателями региона.
Совершенно очевидно, что регионализация образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, изменение структуры госуправления в направлении гибкого сочетания федерального отраслевого и регионального управления в профессиональном учебном заведении.
При выработке федерально-региональной стратегии подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо создать механизм, с помощью которого подготовленный специалист может получить признание и быть востребованным в регионе. Таким механизмом, по нашему мнению, является модель федерально-региональной системы подготовки профессиональных кадров, основой которой является горизонтальная интеграция учебных заведений с построением вертикальной (многоуровневой) системы непрерывного профобразования. Основой её может стать федерально-региональный консорциум непрерывного профессионального образования (некоммерческое партнёрство), ориентированный в первую очередь на региональные нужды и потребности региона.
Консорциум представляет собой многоучредительство: госорганы и организации, предоставляющие образовательные услуги, деловой сектор, администрации всех уровней. Таким образом, формируется региональный рынок услуг профессионального образования.
Эта модель была реализована ещё десять лет назад в государственном колледже технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области.
Выработка новых подходов к непрерывному профессиональному образованию посредством подготовки высококвалифицированных кадров способствует внедрению в экономическую, производственную и социальную практику новейших достижений науки, образования и высоких технологий. Подготовка профессиональных кадров в рыночных условиях требует нового подхода и к самому образовательному процессу. Лекционно-семинарская модель, реализуемая в образовании, уходит в прошлое. На смену ей приходит интерактивная, развивающая технология обучения с использованием телекоммуникационных сетей в едином образовательном пространстве. Идеология передачи «готовых знаний» сменяется идеологией формирования компетенций. На смену установке «научиться на всю жизнь» идёт объективная необходимость «учиться всю жизнь», так как только в этом случае можно быть востребованным специалистом в современном мире. На первое место в образовании выдвигается задача обучения современным технологиям организации самообучения и самообразования в течение всей жизни.
Горизонтальная интеграция профессиональных учебных заведений позволила создать собственные учебные научно-производственные базы с реальным производством. Однако сегодня и этого недостаточно. Дальнейшим развитием федерально-регионального аспекта деятельности профессионального образования, на наш взгляд, является создание технологичес-кого парка.
Технопарки, как известно, получили мировое признание и имеют собственную историю в нашей стране. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, более 60 технопарков номинально действуют в 35 её регионах.
Технопарк на базе колледжа — это региональный учебно-научно-производственный комплекс, состоящий из наукоёмких фирм, исследовательских лабораторий и экспериментальных производств, группирующихся вокруг крупного многопрофильного учебного заведения СПО. Учебное заведение среднего профессионального образования при этом объединяет деятельность предприятий сферы производства товаров и услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов и систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров в единый механизм. В основе такого механизма должен лежать принцип коммерциализации наукоёмких идей, предлагающих решение важных для региона проблем посредством создания и развития предприятий малых форм собственности. Основными видами деятельности образовательного учреждения СПО в таком случае будут: сопровождение проектов; консультационные услуги; обеспечение инфраструктурой; информационные услуги.
Территориальная интеграция образования, науки и производства, центром которой является учебное заведение среднего профессионального образования, позволит успешно реализовывать программы инновационного развития, предпочтительные для данного региона.
Получаемая в результате деятельности технопарка прибыль будет инвестироваться в дальнейшее развитие производства товаров и услуг, а также в образовательную и научно-исследовательскую деятельность образовательного учреждения. Причём НИРы учебного заведения в этом случае должны иметь в основном прикладной, региональный характер.
Стратегия развития технопарка направляется на расширение числа сфер деятельности образовательного учреждения профессионального образования как на рынке образовательных услуг, так и на рынках новых товаров и услуг, производство которых не связано с образовательной деятельностью.
Проект технопарка, которому посвящается эта ограниченная объёмом статья, является экспериментом, проводимым в ФГОУ СПО Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс» Московской области в рамках Государственной программы модернизации российского образования на период до 2010 года. Разработанная в колледже интегрированная модель профессиональных образовательных структур позволяет включать рыночные механизмы привлечения внебюджетных средств в образовательный процесс, обеспечить взаимовыгодное взаимодействие между учебными заведениями и различными структурами рыночной экономики, что даёт возможность удовлетворять потребности регионального рынка в квалифицированных специалистах и рабочих высшей квалификации и способствует усилению социальной защиты молодёжи малых городов России.