Инновационная деятельность — как ресурс повышения качества подготовки №2(2), 2009 год
В системе среднего профессионального образования края сегодня осуществляют деятельность 47 техникумов и колледжей, где обучается более 40 тысяч студентов и работает 2,5 тысячи преподавателей.
В 2007 году была принята стратегия развития инновационной деятельности СПО Алтайского края (на 2007–2012 годы).
Основными документами создания стратегии являются:
— Концепция модернизации образования на период до 2010 года;
— Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»;
— Стратегия инновационного развития образования РФ.
Повышение качества подготовки специалистов СПО осуществляется через создание системы качества в образовательных учреждениях.
За последние три года сертификаты системы менеджмента качества получили 10 образовательных учреждений СПО края, и сегодня создают системы менеджмента качества более 12 учебных заведений, что позволит перейти к апробации ФГОС СПО нового поколения на основе модульно-компетентностного подхода.
В образовательных учреждениях СПО Алтайского края одним из приоритетных направлений является развитие информационно-образовательной среды через внедрение ИКТ, что позволит:
— применять информационные технологии в управлении учебным процессом и мониторинге образовательной деятельности учреждений;
— развивать информационные медиацентры
— использовать ИКТ в образовательном процессе (создание презентаций, сайтов)
— разрабатывать электронные пособия по учебным дисциплинам
— повышать квалификацию преподавателей в области применения ИКТ
— создавать ресурсные центры на базе ОУ СПО для информатизации образовательного процесса в школах образовательных округов Алтайского края, проведение на их базе телеконференций и других мероприятий в режиме on-line
— формировать информационную компетентность преподавателей и студентов
— перейти на электронный документооборот.
Семь ссузов имеют статус федеральных экспериментальных площадок (ФЭП), которые способствуют развитию проектной культуры в рамках опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов и формированию модульно-компетентностного подхода преподавателей и студентов.
По предложению Федерального института развития образования (ФИРО) Барнаульский государственный педагогический колледж разработал два проекта ФГОС СПО нового поколения («Адаптивная физическая культура», «Физическая культура»), которые в результате экспертизы получили положительную оценку ФИРО и рекомендованы для использования.
Инновационное развитие системы среднего профессионального образования Алтайского края активно поддерживается администрацией и губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным, который учредил премию имени С.Т. Титова, и ежегодно назначаются именные стипендии студентам ссузов.
В течение десяти лет в Алтайском крае проводятся конкурсы «Педагог года», «Студент года», победители которых начиная с 2006 года являются лауреатами президентской премии по поддержке талантливой молодёжи.
Наши учебные заведения принимают активное участие в конференциях, олимпиадах, проектах и выставках в г. Новосибирске (УЧСИБ), г. Томске (Сибирские Афины), Москве, где наши образовательные учреждения получают дипломы лауреатов, золотые медали, гран-при, а три образовательных учреждения — Алтайский промышленно-экономический колледж, Барнаульский торгово-экономический колледж, Барнаульский государственный педагогический колледж на выставке «Образовательная среда» получили золотые медали ВВЦ.