Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Высшая школа природосбережения №1(1), 2009 год

Наталья Кириллова

Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении», принятый в 2005 году, стал основой для экологизации содержания образования, качественного модульного внедрения вопросов экологии в дисциплины на всех уровнях обучения и воспитания общеобразовательных школ и для успешной реализации внешкольного практического цикла экологического и биологического образования через учреждения дополнительного образования детей. Развитие системы эколого-биологического образования детей республики, внедрение внешкольного практического цикла экологического и биологического образования и воспитания школьников, совершенствование педагогических технологий в работе станций юных натуралистов и других образовательных учреждений и объединений школьников, повышение профессиональной компетентности педагогов — всё это стало задачами Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Министерства образования РС (Я) (бывшей Республиканской станции юных натуралистов). Сегодня в гостях у нашего журнала директор центра Светлана Данилова.

— Республиканская станция юных натуралистов, созданная в 1954 году, — рассказывает Светлана Семёновна, — претерпела несколько реорганизаций. С 1992 года она функционировала как отдел Республиканского центра внешкольной воспитательной работы Минобразования РС (Я). А в 1996 году, когда добавились функции по организации экологического образования и воспитания школьников, наш министр образования Е.И. Михайлова (сегодня — вице-президент Республики Саха (Якутия)) возродила учреждение как Республиканскую эколого-биологическую станцию Минобразования РС (Я). И в конце концов в 2007 году станция была реорганизована в Республиканский центр экологии, туризма и агро-технологического образования Минобразования РС (Я) путём слияния с ещё одним республиканским учреждением дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. И мы не только возродили юннатское движение, но и достигли значительных результатов в экологическом просвещении, образовании и воспитании учащихся.

Сегодня в нашей республике основы экологического воспитания закладываются ещё на стадии дошкольного образования, во многих учебных заведениях действуют детские и юношеские центры. Основу эколого-биологического, туристско-краеведческого и агро-технологического образования и воспитания школьников республики составляют девять станций юннатов, две станции юных туристов, 22 экологических центра при образовательных учреждениях и 46 общеобразовательных школ с агротехническим уклоном. А для наибольшего охвата учащихся при нашем центре создана очно-заочная экологическая школа, организованы тематические экспериментальные площадки, опорные станции юннатов, экологические переговорные площадки (педагогические, экологические гостиные), учебно-методические полигоны, малые летние образовательные школы, экологические лагеря, эколого-краеведческие экспедиции и консультационные пункты.

— И уже есть какие-то результаты?

— Всё это приносит свои плоды. Воспитанники нашего центра, улусных станций юннатов, экологических центров при образовательных учреждениях в последние десять лет становятся победителями и призёрами зональных, всероссийских и международных экологических смотров и конкурсов.

В рамках государственной политики природосбережения Севера у нас с 1999 года стали создаваться детские природные экологические парки — территории, обеспечивающие возрождение природосберегающих традиций народов Севера. Они служат учебными полигонами и лабораториями для детей, осваивающих законы природы, приобщающихся к их тайнам, к мудрости и красоте природы Севера. Одним из таких природных парков является экопарк «Туйма», расположенный в селе Суотту Усть-Алданского улуса. Руководит им Данил Данилович Максимов, государственный инспектор охраны природы, отличник образования республики, педагог-эколог и народный мастер-умелец.

— И какая роль в этом отводится вашему центру?

— Наш центр создаёт необходимые условия для непрерывности образования и воспитания путём интеграции дополнительного и основного общего образования. Именно из такого сочетания рождается уникальная и, что очень важно, вариативная по своей сути система образования детей, дающая педагогам реальную возможность проектировать и реализовывать индивидуальные маршруты учеников. Мы ведём целенаправленную работу по созданию возможности своевременного самоопределения и ориентации учащихся в допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке, по повышению их конкурентоспособности в жизни, чтобы у каждого ребёнка формировались собственные представления о самом себе и окружающем мире. Конечно, современная система дополнительного образования детей основана на многолетнем опыте внешкольной воспитательной работы. Но переход в режим развития позволяет нам подругому осмыслить значение научно-методических основ биологического образования школьников, заложенных великим тружеником и энтузиастом, зачинателем юннатского, краеведческого и музейного движения в республике Г.Е. Бессоновым. Активный пропагандист обучения и воспитания детей в тесном сближении с природой, он продолжил идеи известных педагогов-биологов, таких как Б.В. Всесвятский и И.В. Русаков, стоявших у истоков юннатского движения в России. Уникальный педагогический опыт Г.Е. Бессонова может и сегодня смело включаться в современную образовательную практику, ведь основная цель его педагогической методики заключается в максимальном приближении дополнительных образовательных услуг к детям, что позволяет выровнять их стартовые возможности.

— То есть вы, Светлана Семёновна, считаете, что образовательная система нуждается сегодня в кардинальном пересмотре своей основы?

— Я скажу по-своему. Само экономическое и социальное развитие нашей республики требует серьёзных системных изменений в образовательной сфере. И дополнительное образование детей должно сыграть немаловажную роль в развитии человеческого потенциала республики, стать важнейшим фактором экономических, социальных и культурных координат развития и обеспечить возможность самоопределения юного населения республики. С 1 января 2007 года на нас была возложена обязанность курировать агро-технологическое образование школьников Якутии, и центр активно включился в реализацию программы «Социально-экономическое развитие села на 2007–2011 годы». Мы участвуем в программе через Союз агро-профилированных школ, в который входят сегодня 39 образовательных учреждений республики.

Чем сегодня определяется становление жизненных перспектив сельской молодёжи? Исчезли совхозы, коллективные предприятия агросектора развиваются пассивно, весьма слаба подготовка специалистов в сельском социуме… Вот и не соотносят старшеклассники собственные жизненные позиции, цели и перспективы с тенденциями развития сельского хозяйства мест своего проживания. Поэтому с учётом приоритетных направлений программы «Социально-экономическое развитие села на 2007–2011 годы» деятельность агро-профилированных школ направлена сегодня на вовлечение молодёжи в социальную практику, на реализацию задач дуального образования, на открытость информационного пространства о потенциальных возможностях развития села.

— И что в этой связи вы ставите основными задачами центра?

— Наша цель — качественное внедрение внешкольного практического цикла эколого-биологического, туристско-краеведческого и агро-технологического образования и воспитания учащихся и молодёжи республики. Поэтому, во-первых, нам необходимо совершенствовать и внедрять инновационные педагогические технологии в организационно-педагогическую работу станций юннатов, экологических центров, станций юных туристов и общеобразовательных учреждений. Вторая наша задача — участие в развитии системы непрерывного экологического образования и воспитания, повышение профессиональной компетентности педагогов в дополнительном эколого-биологическом, туристско-краеведческом и агро-технологическом образовании и воспитании, а также научно-методическое сопровождение проектов и программ дополнительного образования детей. Кроме того, мы координируем учебно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов, организуем обмен опытом и установление творческих контактов между учреждениями науки и профессионального образования и общественными объединениями, занимаемся повышением квалификации педагогов дополнительного образования детей.

— Расскажите, Светлана Семёновна, из чего, собственно, состоит ваш центр?

— В его структуру входят отделы проектно-программной и научно-методической деятельности, экологического образования и воспитания, развития детско-юношеского туризма и краеведения, а также отдел агро-технологического образования и опытнической работы. Кроме того, у нас есть база юных туристов, свой туристический комплекс и учебно-опытный полигон. Отдел проектно-программной и научно-методической деятельности разрабатывает и реализует проекты и программы, осуществляет их научно-методическое обеспечение, курирует научно-исследовательскую работу педагогов, координирует учебно-исследовательскую деятельность учащихся и организует повышение квалификации педагогов. Руководящие органы центра — общественный управляющий совет, педагогический и учебно-методический советы.

Отдел экологического образования и воспитания занимается эколого-просветительской деятельностью среди учащихся и молодёжи, реализацией эколого-образовательных, социально-экологических и воспитательных проектов и программ, экологическим образованием посредством внедрения новых информационных технологий, а также разрабатывает учебно-методические пособия эколого-биологического направления и участвует в разработке нормативно-правовых документов в области государственной экологической политики.

Республиканская очно-заочная экологическая школа основана в 1998 году с целью развития и расширения возможностей в самообразовании и учебно-исследовательской работе и более полного раскрытия способностей учащихся. Ежегодно по дистанционной и очно-заочной формам проходят обучение более трёх тысяч учащихся. В школе проводятся проблемные семинары, мастер-классы учёных, защиты проектов и летние полевые школы.

Задачи отдела развития детско-юношеского туризма и краеведения — это развитие системы детско-юношеского туризма и краеведения, совершенствование методики обучения туризма в учреждениях образования, популяризация и создание условий для развития детско-юношеского спортивного туризма, различных видов активного отдыха и экстремальных видов спорта, создание базы данных краеведческих проектов учреждений образования и реализация туристско-краеведческих образовательных проектов.

База юных туристов занимается внедрением здоровьесберегающих технологий через образовательно-воспитательные программы и проекты, организацией тематических семинаров, занятий и лекций, учебно-проектной работой воспитанников. Туристический комплекс осуществляет организацию модельной площадки по спортивному туризму, учебно-методическое обеспечение детско-юношеского туризма и организацию летнего отдыха учащихся. В клубе экстремального туризма «Экстрим» ребята занимаются скалолазанием, основами альпинизма, пешеходным туризмом и основами безопасности.

Задачи отдела агро-технологического образования и опытнической работы — организация учебно-исследовательской работы учащихся агрошкол, учебно-методическое обеспечение агрошкол, развитие агро-технологического обучения и воспитания, ведение опытнической и экспериментальной работы юннатов, взаимодействие с Союзом агро-профилированных школ РС (Я). На учебно-опытном полигоне ребята занимаются овощеводством, выращиванием декоративных и экзотических растений, цветоводством, ландшафтным дизайном и архитектурой.

— И как осуществляется реализация деятельности учреждения?

— Через станции юных натуралистов и туристов муниципальных образований, Республиканскую очно-заочную экологическую школу, экспериментальные площадки и опорные центры, экологические центры, агро-профилированные школы, Малую сельскохозяйственную академию, учреждения дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования, научно-образовательные экспедиции, полевые школы и летние лагеря, а также детские общественные организации, объединения и клубы. У нас традиционно проводятся такие мероприятия, как региональные этапы Всероссийских конкурсов «Вода России», «Подрост», «Моя малая родина», «Зелёная Планета», «Юннат», «Бессоновские чтения», «Чугуновские чтения», конференции юных экологов, краеведов и опытников агрошкол, слёты юных экологов и туристов «Школа безопасности», соревнования по спортивному ориентированию «Жёлтый лист», выставки достижений юных опытников сельского хозяйства «Урожай», «Педагогическая гостиная» и, конечно же, экологические акции, конкурсы фотографий, плакатов и рисунков.

— Светлана Семёновна, приведите несколько примеров того, как реализуются детские экологические проекты.

— С 2007 года в рамках реализации соглашений о сотрудничестве между республиканскими Министерством образования и Министерством охраны природы, Координационным советом молодых учёных и специалистов Республики Саха (Якутия) и Якутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» проводится научно-образовательная экспедиция школьников «Мегапроекты — глазами детей». Её цель — профессионально-ориентационная работа среди учащихся сельских школ, широкая популяризация Схемы размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, общественный детский экологический контроль над строительством промышленных объектов Схемы — 2020, разработка учебно-исследовательских и социально-экологических детских проектов с участием молодых учёных республики.

С целью формирования у учащихся и молодёжи активной гражданской позиции, включения в практическую реализацию Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований и региона, а также формирования у молодёжи навыков социального партнёрства и взаимодействия с органами власти, бизнеса, институтами гражданского общества для решения актуальных вопросов социально значимых проблем социума проводится республиканский марафон детских общественных объединений учреждений образования «О мегапроектах — школьникам». С 1997 года в Таттинском улусе действует республиканский эколого-палеонтологический лагерь школьников «Бивень», созданы туристические маршруты «Мамонтовая гора», «Ихине», «Тюлях», «Хандыга», «Чагдаайы», «Человек и окружающая среда». Ежегодно организуются экспедиции по изучению тайн вечной мерзлоты.

— Проведение столь масштабной работы, естественно, напрямую зависит от педагогического таланта людей, которые организуют и направляют школьников. Расскажите о своих коллегах.

— Рассказывать о них можно бесконечно! Это первый руководитель станции юннатов Е.Н. Апросимов, З.Н. Мяндиярова, Г.Е. Бессонов, В.К. Попов — также в разные годы возглавлявшие учреждение. Большой след в истории центра оставили М.Е. Данилова, Е.И. Попова, А.Ф. Дегтярёв, А.Н. Алексеева, — компетентные, знающие и любящие своё дело специалисты. Отдельно упомяну прекрасных специалистов, которых по праву можно назвать педагогами от Бога, — Полину Петровну Яковлеву, Лидию Прокопьевну Бурцеву; методистоворганизаторов — Валентину Абдулзьяновну Фазульянову, Николая Семёновича Жиркова, Юрия Васильевича Иванова, Александра Николаевича Иванова, Василия Васильевича Михайлова и, конечно, мою правую руку — Андрея Андреевича Мартынова.