Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Псковское училище № 7: уроки самодостаточности №1(1), 2009 год

Наталья Кириллова

Изначально седьмое профессиональное училище занималось только профессиями, связанными с металлообработкой, такими как сварщик, слесарь, электромонтёр, токарь, станочник, фрезеровщик. Училище было организовано в 1960 году и за многие годы претерпело ряд реорганизаций. А в 2001 году в связи с оптимизацией системы НПО в области к нему было присоединено строительное училище № 1.

— Предприятия не работали, порой невозможно было устроить ребят на практику, — рассказывает директор училища Сергей Бельгесов. — Был закрыт токарный цех, прекратилась подготовка по такой нужной профессии, как электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Строительное училище тоже бедствовало. А с объединением появился шанс выжить. Между тем и ситуация на рынке труда за последние несколько лет изменилась кардинально. Стране катастрофически не хватает профессионально обученных рабочих — электриков, сварщиков, строителей, токарей, столяров.

На сегодняшний день мы имеем общежитие (которое принадлежало строительному училищу), три учебных корпуса и обучаем по двум профессиональным направлениям: металлообработка и строительство. Мы готовим каменщиков, плиточников, облицовщиков, столяров-плотников, сварщиков, слесарей, токарей — всего порядка двенадцати профессий. На протяжении уже семи лет работаем объединённым составом.

В штате у нас восемьдесят человек, восемнадцать из них — мужчины. Далеко не каждое учебное заведение в системе НПО может похвастать таким числом преподавателей-мужчин.

Чего мы смогли достичь за эти годы? В первую очередь, конечно, того, что смогли сохранить и в какой-то степени возродить училище. Мы стали самодостаточными — научились на нужды училища зарабатывать деньги. Пытаемся улучшить качество образования, расширяем перечень профессий. Мы восстановили утерянные профессии (токарь, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, станочник широкого профиля) и открыли новые — например, мастер сухого строительства. Это объединённое столярное и отделочное направление: здесь обучаются работать с новыми материалами — гипроком, синтетикой. В этом году будем выпускать первых специалистов.

Ещё одно новое направление — мастер общих строительных работ (арматурщик, бетонщик, стропальщик), очень востребованное сегодня на рынке труда.

Большой упор в своей деятельности мы делаем на социальное партнёрство. Активно работаем со службой занятости, с областным объединением работодателей, с предприятиями и организациями города и области (всего около пятидесяти), с которыми заключаются договоры о сотрудничестве и взаимодействии. Работодатели хорошо нас знают и с удовольствием берут наших ребят на практику. Проходя производственное обучение, знакомясь со спецификой работы, учащиеся зачастую находят своё будущее место работы.

Закрепляемость на рабочих местах после прохождения практики и окончания обучения у нас порядка восьмидесяти процентов. Это неплохая цифра.

— Ещё за последние годы у нас выросла зарплата, — продолжает Сергей Николаевич. — Это очень важно для людей. Предприятия оказывают нам помощь не только при производственном обучении учащихся, но и по другим поводам. Например, мы бесплатно получаем металлические отходы, которые нам необходимы в процессе обучения для сварочных, токарных и слесарных работ. Поскольку металл очень дорого стоит, такая помощь просто неоценима для училища. Ряд предприятий оказывает нам финансовую помощь за то, что мы направляем к ним учащихся для прохождения практики, и в благотворительных целях. Это большое подспорье для училища.

После занятий мы занимаемся внебюджетной деятельностью — например, в столярном цехе изготавливаем на заказ оконные блоки, двери, стеклим балконы и тому подобное. Цены у нас вполне приемлемые, качество отличное — довольны все: и заказчики, и мы. Часть заработанных средств идёт мастерам, часть — в бюджет училища. Мастера-отделочники осуществляют ремонт как в стенах училища, так и для населения. Вообще ремонт у нас ведётся круглогодично в нескольких местах одновременно. Например, сейчас ремонтируем подвал общежития для мастерских отделочных работ, в учебном корпусе сделали подвесные потолки, пол и стены плиткой выкладываем, полностью ремонтируем бытовые помещения в общежитии — и это не косметический ремонт, а капитальный. А делается всё силами наших мастеров и учащихся — производственная практика «на дому»!

Должен сказать, что это большое и сложное дело — подобрать команду, которая будет работать, а не перекладывать бумажки с места на место. Сейчас у нас сложился коллектив единомышленников, зрелый, полный сил, опытный. Назову лишь нескольких преподавателей и мастеров производственного обучения — это Павел Николаевич Иванов, Светлана Валентиновна Королькова и Светлана Борисовна Савина. Недавно пришли пять человек с производства, имеющие немалый опыт работы, желание, а главное — умение учить молодёжь.

— Сергей Николаевич, а какими-то задумками и планами можете поделиться?

— До сегодняшнего дня мы — в федеральном подчинении, вместе с Дновским железнодорожным училищем и профессиональным лицеем № 8, находящимся в Великих Луках. Нас сейчас очень беспокоит то, что обладминистрация высказала предложение перевести училище из федерального в местное управление. Наша область просто не потянет такую ношу. Пока мы можем рассчитывать на сравнительно стабильную материальную поддержку из Москвы. Псковский бюджет осилить наши проблемы не сможет.

Добавлю, что даже федеральный бюджет стал достойно нас финансировать только в последние годы, когда стремительно вырос спрос на рабочие специальности. До этого времени мы находились в условиях тотального безденежья. Не было денег на зарплату преподавателям, на обновление учебного оборудования, станков.

А ведь у нас учатся сто детей сирот — почти треть общего контингента учащихся. Сейчас они находятся полностью на нашем обеспечении, мы им заменяем родителей — и это не красивые слова.

На сезон мы покупаем для ребят по несколько пар курток, обуви — сейчас потратили по двенадцать тысяч рублей на зимнее обмундирование. Не каждая семья сможет столько потратить на своего ребёнка. Четырёхразовое питание, общежитие для них — в общем, условия для ребят созданы неплохие. А если нас передадут из федерального подчинения в местное, мы можем лишиться всех этих наработок. Тем более сейчас, в условиях начавшегося финансовоэкономического кризиса. Но в любом случае мы не пропадём. Я уверен, что реформы российской системы профессионального образования продолжатся и наше учебное заведение внесёт весомую лепту в эти преобразования, во всяком случае, в масштабах нашего города и области.